Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

" Развитие речевой активности детей с задержкой психического развития средствами театрализованной игры"

Метадическая разработка из опыта работы.

" Развитие речевой активности детей с ЗПР средствами театрализованной игры"

Более девяти лет я работаю воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

Основная цель моей педагогической работы — создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, речевой, познавательной, двигательной сфер, развитие позитивных и творческих качеств личности каждого ребенка.

В работе с детьми я придерживаюсь принципа «Не рядом, и не над, а вместе!»,

что позволяет мне взаимодействовать с детьми с позиции сотрудничества, исходя из интересов каждого ребенка и перспектив его дальнейшего развития, как полноценного члена общества.

Дети в моей группе разные по возрасту (4-7 лет), по уровню развития, характеру: одни активные, любознательные, непосредственные и доверчивые, другие робкие

и стеснительные, могут легко включатьсяв совместную деятельность, эмоционально реагировать на все новое и интересное, но могут быть и замкнутыми, не уверенными

в себе, тревожными. Все дети группы ― с особыми образовательными потребностями,

и им нужно специальное психолого-педагогическое сопровождение, направленное

на преодоление или ослабление недостатков в развитиии и формирование социально-личноствной компетентности.

Я пришла к выводу, что сделать жизнь своих воспитанников интересной

и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, общением, можно с помощью театрализованных игр. В 2010 году я начала углубленную работу по изучению влияния театрализованных игр на развитие коммуникативных умений у детей с ЗПР.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать

как совокупность умений, определяющих желание

А. вступать в контакт с окружающими «Я хочу!»;

Б. умение организовывать общение, включающее

1.умение слушать собеседника,

2. умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию,

3.умение решать конфликтные ситуации;

4. умение пользоваться речью;

В.знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Поэтому в своей работе выделила три направления:

Первое направление состоит из комплекса задач, предполагающих усвоение детьми всех компонентов речи:

1) формирование активности детей в речевом общении;

2) формирование умений детей поддерживать диалог, умений вступать в общение разными способами;

3) развивать предпосылки связной монологической речи;

4) воспитывать культуру речи (грамматическую и орфоэпическую грамотность, правила вежливого общения).

5) развивать интонационную выразительность речи.

Второе нарпавление содержит материал, связанный с развитием у детей восприятия художественной литературы и понимания художественного слова:

1) воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2) повторять за воспитателем или договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

3) развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

4) читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

5) формировать интерес к книгам.

Третье направление включает задачи развития у детей игровых умений, связанных с театрализованной игровой деятельностью:

1) развивать интерес к театрализованной игре, стремление импровизировать несложные сюжеты песен, сказок;

2) развивать умение следить за развитием действия в кукольных и игровых спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей;

3) знакомить детей с приемами вождения настольных кукол, кукол пальчикового театра;

4) имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев на основе образца педагога;

5) воспитывать бережное отношение к атрибутам кукольного театра.

Коррекционно-воспитательную деятельность осуществляю на протяжении всего рабочего дня (во время основной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совестной деятельности педагога и ребенка (коррекционный час). Во время режимных моментов предусматриваю две формы общения: речь, организованную по инициативе взрослых, и речь, возникающую по инициативе детей.

Формы организации образовательной деятельности с детьми разнообразны:

-фронтальная образовательная деятельность,

-образовательная деятельность в паре,

-малоподгрупповая образовательная деятельность — 3- 4 ребенка,

-индивидуальная образовательная деятельность.

Во время индивидуальной образовательная деятельности обучаю детей артикулятионной гимнастике, дыхательной гимнастике, пальчиковой гтинастике, автоматизирую звукопроизношения, разучиваю чистоговорки, разыгрываю песенки, стихотворения, закрепляю речевые навыки, усвоенные детьми на логопедических занятиях.

Образоватльную деятельность в паре (ребенок-ребенок) использую для обучения диалогу, развития навыков вербального и невербального общения. Работа в парах как нельзя лучше соответствует целям развития коммуникативных умений и нравственных качеств. Благодаря наличию общей цели, чёткому распределению обязанностей, вниманию к усилиям и успехам друг друга, ответственности за общий и лично свой результат, дети осваивают элементарные способы как сотрудничать, помогать, поддерживать, принимать совместные решения, разрешать конфликты, оценивать свои

и общие достижения. При работе в паре дети научились сдерживать свой эгоизм, уступать, договариваться, подчиняться правилам, которые регламентируются содержанием игровой ситуации и педагогом:

— — внимательно слушать задание;

оказывать помощь друг другу;

работать дружно, не ссориться;

-оценивать свои действия и товарища.

Часто использую прием парной работы воспитателя и ребенка. Этот прием используется, когда нужно освоить выразительную интонацию речи персонажа. Я брала на себя роль со сложным интонированием и играла в паре с ребенком, с каждым ребенком группы по очереди. А затем наоборот. Например, в очередном эпизоде сказки «Заюшкина избушка» заяц рассуждает, что ему делать, как вернуть свой домик, а собаки, медведь и петух по очереди предлагают ему свою помощь. Сначала я брала на себя роль зайца, потом ― роль собаки, затем медведя и т.д. После работы в паре с ребенком, ему легче справиться с актерской задачей, т.к. образец он слышал и будет к нему стремиться. Но прямая инструкция — «Делай, как я!» — не используется.

Обучение театрализованным играм провожу поэтапно. Все этапы взаимосвязаны между собой и составляют единый комплекс коррекционно-развивающих мероприятий.

На первом этапе выполняю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, пантомимики. Эффективное средство решения данной цели – чтение литературного текста с выраженной эмоциональной динамикой происходящего. Очень удобны для этого произведения К.И. Чуковского. В начале работа проводилась индивидуально, затем малой группой — упражнения перед зеркалом с использованием пиктограмм:

«Удивилки» – поднять брови.

«Поразилки» – поднять брови, открыть рот.

«Улыбалки» – улыбнуться, показав зубки и с закрытым ртом.

«Сердилки» – нахмурить брови, надуть щёки.

«Огорчалки» – нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

— съешьте кислый лимон (дети морщатся);

— рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);

— встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);

— покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;

— покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;

 полетим как птицы;

 волк крадется за зайцем

 Обучение жестам: «Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя», «Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг», «Покажите разных людей: я, ты, мы»

 Развитие пантомимики: «Расцвели, как цветы», «Завяли, как травка», «Полетим, как птицы», «Идет медведь по лесу», «Крадется волк за зайцем».

Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность.

На втором этапе ввожу игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.

Провожу игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» — каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.

Чу-до- ле-сен-кой- ша-га-ю,

Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

Шаг-на-го-ры,

Шаг-на-ту-чи...

А-подъ-ем-все-вы-ше,

кру-че...

Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо-к-солн-цу-

Я ле-чу!

Игра-вокализация «Приветствие». Цели: развитие слухового внимания, просодической стороны речи; формирование речевого дыхания.

Ребёнок поет свое имя: «Меня зовут Алина. Здравствуйте!» Дети отвечает: «Здравствуй, Алина!» Каждый ребенок по очереди приветствует своих друзей. (Обязательно обращаю внимание детей на то, что вдох делается носом перед началом фразы).

Читаю детям четверостишие с разными интонациями. Далее, прошу их повторить и найти новые варианты интонаций, например: удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. Так же даю детям и такое задание: «Произнести фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове». Например: «Не забудьте покормить рыбок», «Я люблю свою сестренку» и др Обращаю внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова.

Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – вот летит оса» (дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

Для развития дикции я использовала игру «Подскажи словечко».

Для выработки полноценных движений языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти провожу артикуляционную гимнастику. Цель её – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

На третьем этапе провожу специальные игры, упражнения и этюды.

1. Игры на развитие эмоциональной сферы: «Спаси птенца», «Я ― лев», «Зеркало».

Например, «Я — лев». Цель: повышение у детей увереннности в себе.

Предлагаю детям закрыть глаза и представить себе, что каждый из них превратился во льва. Лев — царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я лев Миша». Предлагаю пройти по кругу гордой, уверенной. Походкой.

Этюды на расслабление. Например, «Лисенок боится» .

Детям рассказывается история про лисенка: «Однажды лисенок гулял со своей мамой по лесу. Он погнался за разноцветной бабочкой. Бабочка улетела. Лисенок оглянулся, чтобы посмотреть, где мама. Он увидел свою маму на другом берегу ручья, но теперь он никак на может решиться войти в воду. Вода такая хлодная, да и глубоко.»

Предлагаю детям разыграть эту историю. Коллективно решается, кто будет лисенком, мамой-лисой, бабаочкой. В этюде ребенок в игровой форме проживает данную ситуацию, и это способствует снятию эмоционального напряжения.

Для формирования позитивной атмосферы в группе упражнение «Котенок» :

«Представьте, что мама принесла маленького котенка. Он напуган, ведь он в первый раз

в квартире.

— Кто может показать, как двигаетсякотенок? (Предлагаю детям разбиться на пары, один из пары будет изображать котенка)

— Котята. Выходитев центр, покажите как вам страшно в новом доме.

(Во время игры каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, подружиться с ним, успокоить его, приласкать и уговорить уснуть на коврике).

Это упражнение помогает детям быть увереннее.

Входе использования таких упражнений, я заметила, что дети стали меняться:

— стали эмоционально реагировать на события, происходящие в группе; например, поздравляя Алину с днем рождения, дети целовали ее, гладяли и очень активно проявляли свои положительные эмоции, хотя раньше этого не было.

— стали легче вступать в контакт со специалистами.

4.Иры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению. Например: «Кто говорит?» Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребенок в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы,

на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место. «Комплименты» Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

5. Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог «Вопрос ответ» Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера. Дети стоят в кругу. У одного них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Какое у тебя настроение?» «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» «Выжигалы» и т.д.). «Разговор по телефону» Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем- то и т. д.).

6.Игры на развитие телесного контакта «Возьмемся за руки, друзья» Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но

не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается. «Рисунок на спине» Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ. Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

7. Этюды на общение. В них разыгрывались ситуации, которые поначалу вызывают наибольшие затруднения у многих детей. И чтобы сделать их более доступными, начинаю с «кукольных» разговоров исценок, поскольку использование кукол снимает психологическое напряжение, переносит внимание с собственного «Я» на другой объект (куклу).

Этюд ― Куклы встречаются друг с другом и здороваются (спрашивают друг друга о здоровье, прощаются. На начальном этапе в руках у детей были обыкновенные игрушки, с развитием навыковуправления кружками из театра кружек, пальчиковыми куклами, куклами би-ба-бо.

В содержание этюдов, направленных на развитие общения, включаются упражнения по этикету и культуре поведения. Разыгрывая сценки, дети учатся чувствовать и понимать своих партнеров-артистов. Изначально каждый ребенок просто проигрывает свою роль,

а впоследствии дети учатся понимать общее действие спектакля.

Положительным результатом на данном этапе стало то, что дети стали чаще употреблять речевые этикетные формы, активно контактировать, используюя неречевые средства общения и понимать собеседника с помощью жестов и мимики.

На четвертом этапе перехожу к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя кукол. При разучивании потешек, прибауток, стихов учу детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

Играя в подвижные игры, использую маски – шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «Теремок», «Умедведя во бору», «Гуси – гуси», «Два мороза», «Горелки», наряду с двигательной активностью дети также развивают диалогическую и монологическую речь.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например:

На поляне дом стоит,

На двери замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома — частокол

Тук-тук — дверь открой

Заходите, я не злой.

Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов.

Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят их в такие обстоятельства, которые требуют нужного высказывания. Повторность игровых действий способствует многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.

Термин задержка психического развития указывает на несоответствие календарного возраста детей уровню развития речевых, познавательных, двигательных, игровых и коммуникативных умений.

Поэтому обучение приемам вождения на столе объемных игрушек и плоскостных персонажей соответсвует младшему дошкольному возрасту. Обращаю внимание детей на то, что когда игрушки разговаривают, их лица должны быть обращены друг к другу; игрушка, которая говорит, должна слегка двигаться. Такой прием позволит определить, какая игрушка говорит в данный момент. Сначала сама разыгрываю игровые эпизоды с помощью игрушек и постепенно привлекаю детей.

В этой работе мне помогает так же театр кружек. Это театр удобен в обращении, взявшись за ручку кружки можно управлять героями сказки, перемещать и переносить их. Кружка очень устойчива и не упадёт, не отвлечёт ребёнка, от своей фантазии. В нашей группе мы уже давно используем этот театр, а в свободное время можно наблюдать, как дети берут театр-кружек, выбирая себе героя и учатся т создавать свою неповторимую сказку, свой сюжет. Играя, они развивают речь, мышление, фантазию, учатся жить в большом коллективе, выслушивая друг друга.

На пятом этапе перехожу к более сложному виду деятельности ― драматизации рассказов и сказок.

Работая над театрализацией сказки, я использовала следующий план:

I 1. Чтение сказки. 2. Беседа по содержанию.

II 1. Рассказывание сказки по ролям. 2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей

сказки

III. 1. Работа с артистами: а) выразительное чтение; б) игровые движения;

в) мимика.

2. Индивидуальная работа по ролям

3.. Закрепление

IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.

2. Закрепление.

V. Генеральная репетиция.

VI. Премьера.

Работа над спектаклем проводится в течении месяца и вся подготовка осуществляется как единый педагогический процесс. Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально — дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника группы.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации