Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Воспитательное мероприятие "Башкирский национальный костюм"

Цель: познакомить детей с башкирской национальной одеждой.

Задачи:

Обучающие:

  • — познакомить детей с новыми терминами;
  • — показать детям отличительные особенности башкирского костюма;

Развивающие:

  • — развивать эстетический и художественный вкус;
  • — развивать творческую активность;

Воспитательные:

— воспитывать патриотические чувства;

-воспитывать бережное отношение к культурному и историческому наследию и традициям национальной культуры Республики Башкортостан.

Оборудование:

— компьютер,

— фото, изображения башкирской национальной одежды;

— образцы башкирской национальной одежды,

— куклы в башкирских национальных костюмах,

— аудиозапись башкирской музыки.

Ход занятия:

1.Организационный момент

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,

Бескрайних лугов и степей красота,

Цвет синего неба, земли плодородной,

Цвет красных цветов, родников чистота.

Мы слышим протяжную песню курая

В сплетении цвета природы холста.

В башкирском узоре – сэсэна сказанье

И щедрость народа, его доброта.

Р.Б. Даутова

Так в своих стихах воспевали родной край чудесные башкирские поэты, край, полный красот, созданных самой природой, и красот, созданных руками человека. Башкирский народ издавна славился своими мастерами, чьи изделия являлись памятниками народного творчества.

«После зарождения мира расселись люди в разных местах и стали жить–поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда» – говорится в одном из башкирских преданий

Создавая одежду, люди заботились о том, чтобы она была не только удобной, но и красивой, нарядной. В течение многих лет одежда менялась, но во все времена у любого народа был свой национальный костюм. В покрое и украшении одежды сказывались природная среда, национальные черты характера, хозяйственно-бытовой уклад, верование народа.

Сегодня мы будем говорить о национальной одежде башкир. В ходе занятия мы с вами познакомимся с особенностями моделирования и художественного оформления башкирской народной одежды, с дополнениями к башкирскому народному костюму.

2. Основная часть.

— Ребята, обратите внимание на женский национальный костюм.

Одежда башкирской девушки, женщины очень красива. Девушки носили длинное платье – кулдэк. Кулдэк украшали лентами, монетами, кораллами.

— Посмотрите, какие рукава у платья?

(рукава длинные, с воланами)

Чем украшен подол?

(цветными нитками, лентами, юбка имеет несколько складок)

На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером.

Поверх платья носили короткий безрукавный камзол или кафтан – кэзэки. На праздник надевали шелковые или бархатные халаты – елэн, бешметы. Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толоп). Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях.

Праздничную одежду шили из домашней ткани вышитой узорами.

На ноги надевали кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами – сарык, кожаные калоши. Обувь изготавливали из кожи.

Посмотрите, как их украшали. Женские башмаки вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками. На сапожках (сарык) вокруг задника нашивали разноцветное сукно на черном, желтом или зеленом фоне.

Летом и осенью в селах Башкортостана носили лапти (сабата).

На ногах женщины носили чулки. У башкир было несколько разновидностей чулок: войлочные, суконные, холщовые, шерстяные вязаные. Праздничные чулки обшивались красной обшивкой и полосой аппликационного узора – «кускар» – по верхнему краю.

Наряд дополнял головной убор. По головным уборам можно было узнать о возрасте, семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях.

Такыя был праздничным головным убором. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором был бурек – выкроенный из 4 клиньев, из 2 полуовалов с вытачками или из 4 усечённых клиньев и круглого дна. Женский бурек шили из меха выдры, бобра, куницы и др. Женщины надевали бурек на платок. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры или бобра, являлся праздничным головным убором. Замужние женщины носили кашмау – облегающую шапочку из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке.

Пожилые женщины носили белый полотняный или ситцевый платок (тастар), богатые поверх платка надевали меховые шапки с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Носили также шали из пуха и платки.

Заботились и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины — в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.

— Красивый национальный костюм, не правда ли? Одевшись в красивые наряды, девочки собирались вместе, вышивали красивые платочки и очень любили играть. Давайте, мы тоже поиграем в игру «Платочек — Яулык».

(Дети встают в круг и выбирают водящего по считалке. В руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю круга со словами:

Спрячу, спрячу я платочек,

Под ракитовый кусточек.

Кто платочек найдет,

Тот со мной пойдет.

И незаметно кладет платок у ног одного из игроков. Если этот игрок заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы сесть на место игрока. Таким образом дети меняются)

— Молодцы, ребята, славно поиграли. А теперь рассмотрим одежду мальчиков, мужчин.

Посмотрите, это – рубаха. Какая она?

(просторная, длинная,

с широким отложным воротником, длинными рукавами)

Посмотрите, поверх рубахи и нешироких штанов надевали верхнюю одежду – кафтан или камзол с поясом. Камзол украшали монетами, бисером, вышивкой.

Зимой мужчины носили шубы из овчины и тулупы.

Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные традиционные широкие мужские пояса с ювелирной пряжкой – кэмэр. Для изготовления кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали такие пояса поверх еляна, камзола.

Повседневным головным убором для мужчин была шапочка-тюбетейка (тубэтэй), у пожилых тёмная, у молодых – цветная (зеленая, красная, синяя), вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом.

Летом носили и меховые шапки (бурек, кэпэс) из овчины, из шкуры лисы, волка, рыси и др. Края шапки окаймляли полоской из более дорогого меха бобра или лисицы. В степных районах республики зимой надевали малахаи – уборы с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину. Малахаиделали из войлока, сукна, подбивали мехом. Носили и колпаки из войлокас разрезанными полями. Богатые башкиры носили фетровые фески(фэс)с кистью. Среди служителей мусульманского культа в качестве головного убора была распространена чалма. Мужчинам запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду.

Особенностью, присущей башкирам было ношение мелких кожаных калош с сапожками – ичигами. Сапожки использовали в торжественных случаях: в них ходили в мечеть, в гости. При этом, заходя в помещение, калоши оставляли у порога. Мужчины носили и чулки и портянки.

— Вот такую национальную одежду носили башкиры.

Мальчики и девочки башкиры очень любили играть и, собравшись вместе, придумывали веселые игры с танцами. Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Тюбетейка».

(Дети встают в круг и по кругу под музыку передают тюбетейку. Музыка останавливается, у кого остается тюбетейка, тот исполняет фант)

— Молодцы. А теперь отгадайте-ка, ребятки, вот такие загадки:

Два конца по плече полощутся,
два других по земле волочатся.

(платок)

На спине узор, на ноги скор.

(сарык)

Похож на змею, обнимает талию твою.

(пояс, ремень)

3. Закрепление. Обобщение.

— Вы внимательно слушали и активно участвовали в ходе занятия, поэтому правильно ответите на следующие вопросы:

— Как называется мужская повседневная шапочка?

— Как называется женское длинное платье, украшенное лентами, монетами, кораллами?

— Что такое кэмэр?

— Как называется женская облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке?

— Что такое сарык?

-Как называется мужской головной убор с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину?

4. Подведение итогов, рефлексия.

— О чем мы говорили на занятии?

— Что узнали о национальной одежде башкир?

— Что понравилось вам сегодня на занятии?

— Что было самым интересным?

— Какие были трудности?

— Где сегодня можно увидеть национальную одежду башкир?

Список использованной литературы

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации