Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Консультация для воспитателей: «Значение музыки в нравственно-патриотическом и духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Задача нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воспитания заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского и кубанского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые мною в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского и кубанского народа, с образцами народного музыкального творчества. Просмотр видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра дают понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». На занятиях я в доступной форме рассказываю детям, что песни, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни. Поэтому их и называют народными. Знакомлю с забытыми словами песен и хороводов.

Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

Произведения русского музыкального народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания «Лиса по лесу ходила», «Их-вох» и др. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в исполнительскую деятельность, в музыкальную игру, игру на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская и кубанская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. В работе с детьми добиваемся, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама- «Мама и Родина очень похожи – мама красивая, Родина тоже», это близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Для того, чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я использую их в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященному женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех матерей (который проводится в ноябре и приурочен ко дню празднования Казанской иконы Божьей Матери).

Хочется отметить еще один аспект, над — это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время, мы показываем детям, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми «Город Ейск мой, моя Родина – ты любовь моя, мой причал».

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь» и др. песни.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре я использую много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц, живущих на Кубани «Воробей, воробей, не боишься ты люде. Если мы гулять пойдем, мы везде тебя найдем», «Гуси вы гуси» и др. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.

Для слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл «Времена года», А.Вивальди цикл «Времена года», Э. Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей, с которыми я знакомлю детей на музыкальных занятиях и в свободное время.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А.Филиппенко и «Будем в армии служить», муз. Ю.Чичкова. «Наша армия». Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Песни, пляски, военные игры дети с гордостью исполняют на празднике, посвященном Дню защитника Отечества.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях, на впечатления от экскурсий к памятникам погибшим воинам, посещения с концертами ветеранов ВОВ. Разучивание и исполнение Гимна России на торжественном утреннике, посвященному Дню Независимости России вызывает у детей гордость за великую и могучую нашу Державу.

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально образного содержания, я побуждаю их к сопереживанию.

Хороводы, песни, танцы русского и кубанского народов вызывают интерес к их обычаям. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

В дошкольном возрасте дети уже способны воспринимать радостную атмосферу православных праздников. Все эти красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание. Такие события и связанные с ними впечатления помогают формированию нравственной жизни ребенка и становятся почвой и фундаментом для его действий в будущем.

Во время разучивания музыкального репертуара я ставлю задачи воспитания у детей чувства благоговения к святыням, почтения и уважения к родителям и всем людям, любовь к народным песням и танцам, любви к своей Родине, активизирую творческие проявления детей в передаче различных игровых образов, воспитываю фантазию и воображение.

Здесь достаточно упомянуть о народных и православных праздниках, которые проводились у нас в детском саду — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Спас, Покрова Пресвятой Богородицы.

Кубань всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.

Главной задачей краевой программы является духовное оздоровление населения Кубани, а это, в первую очередь, приобщение дошкольников к национальным традициям предков, к их песенному наследию.

От того, какие песнислышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Я использую в своей работе народные песни, народные игрушки, народные музыкальные инструменты. Впечатления у детей усиливаются, когда они видят по телевидению или на концертах выступление детских и взрослых казачьих ансамблей в национальных костюмах, слушают репертуар Кубанского казачьего хора. Живое общение с настоящими казаками, участие их в жизни детского сада, исполнение казачьих песен таких как «Эх, казачата – ребята удалые, подхватите песню дедов и отцов. Пусть они припомнят годы боевые. Будут новые ряды славных казаков», формируют у детей гордость за свою малую родину и желание быть похожими на казачьих атаманов.

Песенный репертуар населения Кубани отличается необычайным богатством и разнообразием.

И язык кубанской народной песни представляет собой своеобразный сплав русского и украинского. Это и не чисто русский язык и не чисто украинский, а кубанский, кубанская мова. Два могучих песенных корня срослись в один и дали одну крону — кубанскую песню. Детям очень нравится слушать песни в исполнении Кубанского казачьего народного хора и ансамбля «Криница», исполнять под него танцы, играть в игры.

В своей работе я использую и песни современных кубанских композиторов, которые продолжают прививать нам любовь к родному краю. Это замечательные песни Григория Пономаренко, Арсена Мацояна, Машистого, Клименко. Под Новый год детей знакомим с щедривками и колядками, пели кубанские песни и инсценировали их: «Варенички», «Распрягайте хлопцы коней», «У Кубани», «Трава зеленая» и др., пели песни современных кубанских композиторов «Ой, да на Кубани», знакомила детей с песнями Пономаренко «Песня о Ейске», и Мацояна «Сиреневый город мой».

Нам, взрослым, необходимо вместе с детьми изучать местные традиции, народные придания, фольклор, обряды, знакомить с художественными и кустарными ремеслами, с основными народными праздниками населения Кубани. Соприкосновение с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут нравственно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей малой родине, прививать средствами народного искусства любовь к Кубани, воспитывать чувство гордости к своим предкам — кубанским казакам.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стремлюсь использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараюсь раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю нравственно- патриотическое воспитание дошкольника, обогащение его духовного мира через развитие музыкальных способностей.

Я уверена, что дети должны знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации