Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Развитие мелкой моторики в предметной деятельности

«Развитие мелкой моторики рук в предметной деятельности»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

Учёными разных стран, изучающих деятельность детского мозга, психику детей (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Л.А.Венгер и др.) было отмечено стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи детей находится в полной зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается работой мелких мышц рук и глаз. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, память, мышление, воображение, координация, речь. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Также исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движениях руки – органе чувственного познания. На основе «обследовательских» движений рук создано много известных игр: «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек».

Что же способствует развитию мелкой моторики рук?

Во-первых, нужно чтобы малыш как можно больше тренировал пальчики. Для этого важно поощрять детскую самостоятельность, формировать навыки самообслуживания. Трёхлетний ребёнок вполне способен почти самостоятельно одеться, убрать игрушки, помочь накрыть на стол. Взрослые оказывают ребёнку «медвежью услугу», когда спешат помочь ему застегнуть пуговички, зашнуровать ботинки. Им кажется, что малыш просто завязывает шнурки, причём очень медленно, а на самом деле идёт жизненно необходимая тренировка пальчиков, способствующая интенсивному развитию интеллекта. Во-вторых, очень полезны игрушки типа Лего, строительные наборы, мозаики, пазлы, игры – шнуровки, нанизывание бус, выкладывание узоров из пуговиц, игры с прищепками. В-третьих, хорошо развивают пальчики лепка, аппликация, рисование и выполнение графических заданий, ручной труд (изготовление поделок из природного материала, оригами, перебирание круп и зёрен). Массаж рук с помощью массажных мячиков. И наконец, развитию мелкой моторики рук способствует пальчиковая гимнастика. Тренировать пальцы рук можно уже с 8-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев в направлениии от кончиков пальцев к запястью, сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности. Все упражнения по развитию моторики рук подбираются с учётом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются они постепенно, и вначале выполняются пассивно с помощью взрослых.

Что происходит когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Малыш учиться концентрировать своё внимание и правильно распределять его.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь будет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  • Развивается воображение и фантазия.
  • В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
  • Как правило, ребёнок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память и речь. Первоклассники часто испытывают трудности в овладении навыком письма, поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта.

Пальчиковая гимнастика

БАРАШКИ
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.

МОЯ СЕМЬЯ
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама,
Это — я,
Это — бабушка моя,
Это — папа,
Это — дед.
И у нас разлада нет.

ЭТОТ ПАЛЬЧИК

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди..

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

(Пальцы разомкнуты. Поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты.)

НУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ!

… Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому — дрова рубить,

Печи все — тебе топить.

А тебе — воду носить,

А тебе — обед варить.

А малышке — песни петь,

Песни петь да плясать

Родных братьев забавлять.

Пальцами правой руки поочередно загибаем пальцы левой руки, начиная с большого.)

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

(Энергично сжимаем и разжимаем кулачки и показываем ладошки.)

НА ПОЛЯНЕ

На поляне дом стоит,

(Изображаем дом.)

Но, а к дому путь закрыт. (Кисти соединяем в «замок».)

Мы ворота открываем,

(Разводим руки в стороны.)

В этот домик приглашаем. (Изображаем дом.)

НА ПРОГУЛКУ

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого.)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично разжимаем и сжимаем все пальцы вместе.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять. (Ритмично сжимаем все пальцы вместе.)

ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой

(Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.)

Под высокой сосной.

(Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)

Под другою сосной

(Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)

Скачет зайка другой.

(Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.)

ПОРИСУЕМ

Раз, два, три, четыре, пять —

(Пальцы сжаты в кулаки, показать цифры, поочередно разгибая пальцы.)

Будем вместе рисовать (Вращаем кистями рук в одну сторону.)

Порисуем мы руками (Вращение кистями в другую сторону.)

Домик папе, (Показываем домик из пальчиков.)

Домик маме. Этот домик для тебя. (Показываем трубу домика пальцами рук.)

Этот домик для меня. Нарисуем сад вокруг, в нем деревья там и тут

(Одна рука на пояс, другую отводим в сторону, затем меняем положение рук.)

В сад пойдем мы погулять и начнем игру опять.

(Ходьба на месте.)

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, то высовывает голову. Когда хочет спать, то прячет ее обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

ЗАМОК

На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили «замочком», и показали ла-

И открыли!

КАПУСТКА

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмем-жмем.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

Первые две строчки — обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строки — обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения. В последних строчках — соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединять, начиная с мизинца.

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивание кистями рук вправо-влево, медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед-назад.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации