Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства. Вглядываясь в человека. Портрет. 6 класс «Образ женщины в русской живописи»

Грисюк И.П. – учитель ИЗО.

МОУ «Лицей №6», г.Волгоград

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства.

Вглядываясь в человека. Портрет. 6 класс

«Образ женщины в русской живописи»

Цели деятельности: формировать представление об этапах развития портрета, творчества художников-портретистов и музыкальных фрагментов произведений, обучать истории возникновения портрета, выражать свою эстетическую позицию к интегрированному уроку

Тип урока: формирование новых знаний

Планируемые результаты.

Предметные: знакомиться с именами великих художников и их произведениями: воспринимать и анализировать произведения искусства и музыкальные фрагменты (романс, соната).

Метапредметные: научится понимать значение знаний для человека, работать в группах, излагать свое мнение в диалоге строить речевые высказывания

Личностные получают эстетическое наслаждение от произведений искусства и восприятия музыки.

Методы и формы обучения: групповая, фронтальная.

Оборудование. Мольберты, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Образ женщины в русской живописи»

Организационная структура (сценарий) урока

1.Организационный момент

Учитель ИЗО (показ презентации): создания портрета заставляет нас по — новому увидеть человека, как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково — глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности

Слайд 1-2. В искусстве существуют вечные темы. Одна из них – тема женщины. У каждой эпохи свой идеал женского образа, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы о ней творили. Женский характер всегда привлекал особое внимание художников и музыкантов. Созданные в портретном

искусстве образы несут идеал и единство душевных качеств внешнего облика. По портретам мы можем судить, как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, искусство и сама живопись

2.Изучение нового материала. Учитель ИЗО: Слайд 3,4. Икона «Владимиркая Богоматерь», Ф.Рокотов «Портрет А. Струйской». Портрет — образ определенного реального человека, смысл портрета в интересе именно к его личности наделенной индивидуальными качествами. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций и он строит свой образ и находит нужные средства выразительности. Само слово портрет произошло от латинского слова его перевод «извлечение сущности», выявление внутреннего содержания художественного образа. В России художники впервые обратились к созданию портретов в 17 веке, вначале писали их точно таким же методом, как и иконы,- на доске темперными красками такие портреты называли парсунами от слова «персона»

Слайд 5,6,7 И.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», А.Веницианов «Крестьянка в платке», В. Тропинин «Кружевница». На фоне музыки Соната для альта М.Глинки. Русские художники достигли выдающихся успехов в искусстве портрета Рокотов, Левицкий, Аргунов, а позже Боровиковский вносят в портрет психологическое оживление, конкретность характера. В их портретах облик дам передает живую картину нравов, моды, и вкусов эпохи им присуще душевное обаяние и красота образов.

Слайд 8, 9, 10 Ф.Боровиковский «Портрет М.Лопухиной», К.Брюллов «Всадница». Фамильные портреты часто украшали кабинеты глядя на строгие и одухотворенные лица наших предков, мы узнаем свое прошлое, учимся понимать его Парадный портрет –обычно имел целью показать общественное положение героя такие картины носят приподнятый, торжественный характер.Камерный портрет- больше уделялось индивидуальным особенностям человека, доверительно раскрывая внутренний мир героя.

Учитель музыки. ( На фоне музыки Шопена) Большую популярность среди дворян имели музыкальные салоны молодые девушки приезжали с «маманами» не только послушать музыку, но и встретить того единственного, кого она вообразила в своих мечтах. В салонах звучала светская музыка — здесь не только музицировали, показывали свое мастерство владением инструмента, но и проявляли свои вокальные способности. Особенно это появлялось в романсах. Начало рассвета романса — первая половина 19 века. Музыка передает не только общий характер поэтического текста, но и отдельные портретные образы.

Учитель музыки. Слайд 11. На экране «Наталья Николаевна Пушкина» К.Брюллова. Сейчас вы услышите романс М.Глинки «Я помню чудное мгновенье». Глинка поддерживал постоянный контакт с Пушкиным, с которым познакомился и подружился в пансионе для детей дворян. Но особенно ярко проявилось его дарование в жанре романса, вокального произведения для одного голоса с сопровождением. Романс, как и песня по своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как – будто сами «просятся на музыку» В русском романсе, по существу отражена вся история русской поэзии, от

Пушкина и его предшественников до наших дней. Тема женской красоты и чувственности не могла оставить равнодушным композитора Пушкинские романсы Глинки и в особенности романс «Я помню чудное мгновенье» принадлежит к числу самых замечательных произведений русской музыки. (Звучит романс в исполнении учителя музыки).

Учитель ИЗО. Слайд 12, 13 О.Кипринский «А.А.Олениной», И.Н Крамской «Портрет неизвестной». Романтизм — новая эпоха в женском портрете. Тонкие движения души, особая чувствительность, присущая новому идеалу женщин. Изящные головки и профили с локонами и развевающимися шарфами стали прекрасной мечтой.

Слайд14. 15. Б.М.Кустодиев «Купчиха», К.Сомов «Портрет дамы в голубом». Вначале 20-века художники начинают искать новые формы живописи, некоторые ищут для себя те женские идеалы в сложнейших переливах тона и цвета, передавая вибрацию русской души женщины, ее тайну.

Слайд 16. На экране «Девушка с красным гребнем» К.Малевич. Представители русского авангарда пытались отойти от традиционных правил живописи и искали часто новые формы изображения.

Слайд 17. К.Петров-Водкин «Мать». Тема женственности и материнства. Это гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. Молодая мать прижимает к себе спящего младенца, своим обликом напоминает мадонну.

3.Творческая практическая деятельность. На мольбертах листы А-4 с силуэтами поясного портрета. Задание – «Дорисуй портрет», создай женский образ сумей передать характер, эмоции. Задание поможет понять, как менялось время, костюм, мода, история, но характер, выражение женских лиц остается прекрасным навсегда независимо от времени и истории Задание выполняют под музыку «Романс» Г. Свиридова

4.Итоги урока. Рефлексия. Рассмотрим работы на мольбертах, что у нас получилось, такие разные образы. Беседа в форме «вопрос — ответ». Выставка работ учащихся.

Слайд19. Образ женщины за девять веков русского искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике. Но по сути своей сохранили непреходящие вечные достоинства: материнство, нежность, красоту. На фоне музыки «Романс» Г. Свиридова. Можно закончить урок песней ансамбль (слова и музыка А.Макаревича «Три сестры»)

Примечание: творческое задание можно изменить предложить собрать «пазлы» из картин например (собрать картины из фрагментов название, художник) Кустодиев «Купчиха», Малевич «Цветочница», Брюллов «Итальянский полдень», Венецианов «Жница», Серов «Девушка с персиками» и др. Урок можно провести в 7 классе и как тематический к женскому празднику.

Литература.

1.Изобразительное искусство- 6 класс Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека» 2.Журнал «Искусство в школе».1.2006. Литературно-музыкальная композиция.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации