Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

«Воспитание патриотизма у учащихся МБОУ «Гимназия № 24» через реализацию проекта «Тимуровцы XXI века»

Я работаю в МБОУ «Гимназия № 24» преподавателем-организатором ОБЖ. Но, помимо основной должности, я ещё являюсь классным руководителем 9 в класса.

Современный классный руководитель – настоящий воспитатель человеческих душ. Это человек, открытый для всего нового, способный ответить на вызовы времени, склонный к разумному риску, деятельный, обладающий аналитическими способностями и всегда нацеленный на саморазвитие. Современный классный руководитель – человек думающий, сомневающийся, задающий вопросы и ищущий ответы.

С первых дней работы с классным коллективом в гимназии мне хотелось воспитать в своих учениках не только внимательных слушателей, но и активных собеседников, думающих, умеющих решать проблемы и задавать вопросы. Иметь свой взгляд на любой вопрос, отстаивать свою позицию уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Я – учитель, друг и наставник, несущий ответственность за воспитание детей вместе с их родителями. Об этом я помню каждый день. У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками.

Я строю свою воспитательную работу по принципу «классный руководитель – социальный организатор», то есть я стремлюсь увлечь детей социально-направленной деятельностью, развиваю в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирую их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Поэтому, я поставила перед собой следующую цель:

Цель: развитие социальной активности и компетентности школьников, стремящихся вносить свой вклад в улучшение социума (гимназии, вне школьной социальной среды) через реализацию проекта «Тимуровцы XXIвека».

Исходя из данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  • 1.Познакомить учащихся класса с проектом «Тимуровцы 21 века», направленного на формирование нравственных качеств личности через включение их в социально-значимую деятельность гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности;
  • 2.Провести сопутствующие диагностики;
  • 3.На основании диагностик вовлечь учащихся в проект патриотической направленности;
  • 4.Способствовать формированию мысли о том, что человеческая доброта, милосердие, забота, умение радоваться и переживать за других людей и составляет основу человеческого счастья;
  • 5.Увеличить численность тимуровского отряда путем вовлечения учащихся младших классов через проектную деятельность «Тимуровцы 21 века», организаторами которой станут учащиеся 8 класса «В» (на 3 году реализации проекта)

Для того чтобы данный проект был реализован в полной мере (проект долгосрочный, рассчитан на 3 года), свою работу я построила следующим образом:

  • 1.Проведение диагностики в 6 классе (в 2012-2013 учебном году стала классным руководителем в 6 «В»). Диагностика позволила выявить приоритетное направление (патриотическое) воспитательной работы.
  • 2.Проведение диагностики, позволяющей определить приоритетные формы по развитию направления патриотической работы.
  • 3.Организация написания эссе «Что такое «Тимуровское движение»?
  • 4.Анкетирование родителей на первом родительском собрании по теме «Какое направление воспитательной работы и формы взаимодействия «классный руководитель – учащиеся – родители» наиболее приоритетны для воспитания детей?» (Приложение 4)
  • 5.Проектная деятельность «Тимуровцы 21 века»
  • 6.Результат, рефлексия
  • Этапы работы с классом по выбранной теме и приоритетному направлению воспитательной работы:
  • Класс Срок Мероприятия
    • 6 — В
    2012-2013 учебный год Диагностика интересов, выбор приоритетного направления воспитательной работы. Работа по содержанию направления
    • 7 — В
    2013-2014 учебный год Реализация проекта «Тимуровцы 21 века» на базе 7 «В» (категория 7 «В» — это «Дети – участники»)
    • 8 — В
    2014-2015 учебный год Реализация проекта «Тимуровцы 21 века» на базе 4-5 классов (категория 8 «В» — это «Дети – организаторы)

    Духовно-нравственное, военно-патриотическое и гражданско-патриотическое воспитание в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №24» — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки к жизни в демократическом обществе, к инициативному труду, к участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор. Патриотическое воспитание в гимназии способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Значительную роль в становлении духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания личности играет историко-краеведческая работа и ее трансляция на открытых мероприятиях, тематических декадах и днях. В ходе краеведческой работы учащиеся получают коммуникативные навыки, учатся пользоваться ими, получают ощущение сопричастности к истории своей малой Родины, приобщаются к культуре общества в целом. У гимназистов, вовлеченных в историко-краеведческую работу, устойчиво формируется чувство гордости и небезразличия к прошлому, настоящему и будущему своей страны. Краеведение – основа патриотизма. Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. В связи с этим вполне очевиден тот факт, что включение подрастающего поколения в воспитательный процесс не созерцательный, а деятельностный, дает впоследствии свои плоды. В связи с этим в МБОУ «Гимназия №24» города Ульяновска успешно реализуется проект патриотического и духовно-нравственного воспитания «Тимуровцы 21 века» — комплексная программа воспитания детей 1-8 классов. Новизна проекта заключается в его масштабе распространения – в деятельность вовлечены учащиеся целыми классами, которые по собственному желанию выбирают то или иное направление. Контроль за выполнением всех мероприятий того или иного направления осуществляет отдельный класс (в нашем образовательном учреждении – это самый активный в социальном плане 8 «В»).

    Массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, возникло в СССР в начале 40-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Тимуровское движение в гимназии — действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, духовному развитию, формированию инициативы и самодеятельности. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонде обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов. Воспитательная работа МБОУ «Гимназия №24» вобрала в себя лучшие традиции Тимуровского движения прошлого века, обогатив, на наш взгляд, новыми формами сотрудничества и взаимодействия на благо воспитания. Актуальность проекта «Тимуровцы 21 века» заключается в обеспечении воспитания молодого поколения в духе нравственности, в духе преемственности поколений, поскольку ряд направлений Тимуровского движения в гимназии подразумевает творческое взаимодействие со взрослыми с учетом отечественного опыта и традиций философии Тимуровского движения. Программа «Тимуровцы 21 века» помогает классным руководителям организовать разумный и созидательный досуг, воспитание патриотизма, милосердия, сострадания и стремления к труду с самого младшего класса. Обязательным условием прохождения дополнительной программы воспитательной работы является выполнение классом всех заявленных в плане программы мероприятий. Проходя так называемый «конструктор» воспитательный мероприятий, учащиеся добиваются результатов трех уровней (что требуют в частности Федеральные государственные образовательные стандарты).

    К ожидаемому заключительному результату следует отнести то, что проект поможет ребятам утвердиться мысли: человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей и составляют основу человеческого счастья. Самые активные участники проекта в конце учебного года проходят церемонию Посвящения в Тимуровцы. Проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев. Деятельность тимуровцев – это обретение гражданственности, воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, приобщение к делам взрослых, развитие детской инициативы; это создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

    Таким образом, процесс воспитания гражданина, человека культуры и нравственности должен носить, на наш взгляд, прикладной характер, ибо историю делают люди, которым небезразлична ее судьба. Создавая систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, коллектив гимназии стремиться к тому, чтобы все учащиеся погружались в атмосферу действительности и деятельности, становились очевидцами событий через призму времени; достичь этого позволяет проект «Тимуровцы 21 века», который вносит в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания и осознание того, что Отечество – это «земля отцов».

    В перспективный план деятельности Тимуровского отряда включены следующие направления и мероприятия, которые реализуются в течение всего учебного года (1 мероприятие по направлению в месяц):

    • 1.«Никто не забыт! Ничто не забыто!».
    • Задача: работа с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми блокадного Ленинграда, пожилыми людьми города, родственниками бывших выпускников гимназии, погибших на Северном Кавказе, вовлечение учащихся гимназии в литературно-музыкальные исторические композиции «Они шагнули в бессмертие…», рассказывающие о бессмертном подвиге наших выпускников.
    • Мероприятия данного направления:
    • Ø Изучение биографии участников Великой Отечественной войны «Моя семья в годы войны» (сочинения, презентации).
    • Ø Города — герои (заочная экскурсия в города – герои, сочинения по жизненным впечатлениям).
    • Ø Фотовыставка «Города – герои» (конкурс фото).
    • Ø «Тимуровцы 20 века» (конкурс интервью с тимуровцами 20 века, конкурс презентаций).
    • Ø «Поклонимся тем годам…» (конкурс чтецов).
    • Ø «Этих дней не смолкнет слава!» (конкурс патриотической песни).
    • Ø Литературно-музыкальная историческая композиция о выпускниках гимназии, погибших на Северном Кавказе;
    • Ø Посвящение новых тимуровцев (по итогам участия в данном направлении).
    • 2.«Россия — Родина моя».
    • Задача:изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, особенностей протекания исторического процесса в масштабах малой родины (края, области, города, посёлка); развитие понимания особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов России.
    • Мероприятия данного направления:
    • Ø Изучение биографии людей, прославивших родной край (альманахи).
    • Ø «Как живешь ты, отчий дом?» (викторина по краеведению).
    • Ø «Рождественские встречи» (концертная программа).
    • Ø «Мой папа – защитник Родины» (конкурс сочинений о службе папы в армии).
    • Ø Акция «Автограф» (создание альбомов с фото о встрече с людьми, прославившими наш край).
    • Ø «Добрый россиянин» (благотворительная акция, направленная на Дом ребенка, социальный центр «Открытый дом»).
    • Ø «Для ветеранов с любовью!» (праздничные программы, встречи с чаепитием).
    • Ø Посвящение новых тимуровцев.
    • 3.«Моя родословная».
    • Задача: приобщение детей к генеалогическому поиску, посредством которого происходит осмысление судеб родственников в отечественной истории, понимание преемственности поколения своего места в цепи поколений, ответственности за свою судьбу и судьбы близких, развитее логического мышления и творческих задатков детей и подростков.
    • Мероприятия данного направления:
    • Ø «Разрешите представиться!» (конкурс сочинений о себе и своих увлечениях).
    • Ø «Семейный летописец» (конкурс сочинений и презентаций о своей семье и генеалогическом древе).
    • Ø Конкурс семейных гербов.
    • Ø Конкурс исследовательских работ «Наша семейная династия».
    • Ø Семейный портрет «Моя семья за делом» (конкурс фото).
    • Ø Награждение самых активных семей за социально-значимую деятельность по направлению и конкурс семейной самодеятельности.
    • 4.«Дорога добра».
    • Задача: активизация межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, чувства сострадание и заботливости по отношению к людям.
    • Мероприятия данного направления:
    • Ø Конкурс фото и сочинений «Мы в ответе за тех, кого приручили».
    • Ø Благотворительная акция «Благодарный читатель».
    • Ø Тематическая программа «С детства дружбой дорожи».
    • Ø Конкурс писем «Акция «Письмо солдату».
    • Ø Конкурс песен для мам.
    • Ø Благотворительная акция «Поделись добротой».
    • Ø Конкурс рисунков «День Победы» и оформление информационных стендов в домах, где живут ветераны. Итоги.
    • 5.«Юнармейцы».
    • Задача: организация участия учащихся проекта «Тимуровцы 21 века» в мероприятиях спортивно-патриотической направленности.
    • Мероприятия данного направления:
    • Ø Участие в военно-спортивной игре «Зарница».
    • Ø Участие в спортивно-патриотической игре «Кадеты России».
    • Ø Участие в спортивных мероприятиях в рамках месячника «Отчизны верные сыны».
    • Ø Участие в сдаче нормативов ГТО.
    • Ø Участие в тематических спортивных турнирах памяти Аблукова (прилегающая улица к гимназии, тимуровцы участвуют в облагораживании мемориальной доски и памятника), памяти бывших выпускников гимназии, погибших на Северном Кавказе (Черненко В.В. и Лазарева О.Л.).
    • Ø Встречи с интересными людьми, мастерами своего дела.
    • Ø Итоги.
    • Вывод:
    • Таким образом, цель «Развитие социальной активности и компетентности школьников, стремящихся вносить свой вклад в улучшение социума (гимназии, внешкольной социальной среды), через реализацию проекта «Тимуровцы 21 века», считаю достигнутой. Учащиеся 8 — В прошли реализацию проекта в 3 этапа (1 – знакомство и погружение в тему, 2 – участие в проекте «Тимуровцы 21 века», 3 – учащиеся стали самостоятельными организаторами проекта в других классах); все учащиеся и родители прошли ряд диагностик, на основе которых была построена вся последующая работа; учащиеся утвердились в мысли о том, что человеческая доброта, милосердие, забота, умение радоваться и переживать за других людей составляет основу человеческого счастья
Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации