Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Разработка урока математики в 6 классе с элементами критериального оценивания умения

Урок математики в 6 классе.

Тема: «Алгебраическая сумма и её свойства».

Цели урока:

Формирование умения анализировать, конкретизировать, творчески мыслить, обобщать полученные знания, размышлять и рассуждать.

Развитие умения работать в группах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог (коммуникативные способности).

Развитие математической речи учащихся.

Задачи урока:

Систематизировать знания учащихся о свойствах алгебраической суммы.

Перевести учащихся к нахождению значения числового выражения, содержащего рациональные числа и знаки " +" и "-" через повторение изученного материала.

Тип урока: Урок изучения нового материала: «открытие» свойств алгебраической суммы.

Урок построен по технологии проблемного обучения.

Обучение ведется по учебнику математики для 6 класса Зубаревой И.И. М. 2013.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Проверка подготовки учащихся к уроку и создание эмоционального настроя.

2. Актуализация опорных знаний.

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

а). Письменная работа в тетрадях

1). Найдите значение выражения наиболее удобным способом:

а) 271 + 18 + 82 + 729;

б) 3,4 + 0,9 + 8,6 + 0,1.

Ответить на вопросы:

— Какие числа используются в выражении? (натуральные, обыкновенные дроби, десятичные дроби)

— Как называются данные выражения? (сумма)

— Какие свойства чисел применили при нахождении значения этого выражения? (переместительное свойство, сочетательное свойство)

— А для чего необходимо знание свойств рациональных чисел? (выполнять вычисления лучше и быстрее).

2). Поставь вместо * такое число, чтобы получилось верное равенство и прочитай его.

а) -(-5) = *;

б) 3 = — * ;

в) — * = 8;

г) -(+27) = * ;

д) — * = 10,3.

б) устная работа с классом

1. (Учащиеся исправляют ошибку и объясняют ее причину).

-3 + 5 = -8

-2 -4 = -6

4 — 8 = -4

-4 -3 = -1

-6 + 6 = 0

3. Изучение нового материала.

I. 1). Прочитайте задачу.

У предпринимателя имелось 0,5 млн руб. денег. Для того чтобы начать свое дело, он взял ещё 1,5 млн руб. ссуду в банке. На все имеющиеся деньги он приобрёл товар, который продал за 3 млн руб. При этом расходы на реализацию товара составили 0,5 млн руб. Кроме того, банку была возвращена ссуда, которая вместе с процентами составила сумму 2 млн руб. Какова чистая прибыль предпринимателя?

2).Перескажите условие задачи без использования числовых значений величин и выделите главный вопрос задачи. Для этого вспомните критерии оценивания «Уменияпересказывать условие задачи без использования числовых значений величин».

Критерии оценивания

Критерии

Параметры

показатели

  • 1.

Описаниеобъектов и связей между ними(сюжет задачи)

Описаны все объекты задачи и связи между ними

2

Описаны объекты, но не описаны связи между ними

1

Не описаны ни объекты, ни связи между ними

  • 2.

Описание данных величин без использования их числовых значений

При пересказе не использовано ни одного числового значения величин

3

При пересказеиспользовано числовое значение одной величины

2

При пересказеиспользовано числовое значение двух величин

1

При пересказеиспользовано числовое значение более чем двух величин

  • 3.

Использование названий величин

Названия величин использованы правильно

3

Допущена 1 ошибка, в том числе вместо величины указана единица измерения этой величины

2

Допущено 2 ошибки

1

Допущено 3 или более ошибок

  • 4.

Выделение всех известных и величин и соотношений между ними

Выделены все известные и величины и соотношения между ними

3

Допущена 1 ошибка (не названа одна известная величина или не определено одно соотношение между величинами)

2

Допущено 2 ошибки (не названы известныевеличины или не определены соотношения между величинами)

1

Не выделено ни одной известной величины, соотношений между ними

  • 5.

Выделение главного вопроса задачи

Главный вопрос задачи выделен правильно

1

Главный вопрос задачи выделен неправильно

Возможный вариант ответа:

У предпринимателя были свои деньги, он взял ещё в банке, купил товар и продал. Мы знаем, сколько млн руб имелось у предпринимателя, мы знаем сколько млн руб он взял в банке, мы знаем, что он на все деньги купил товар и знаем за сколько млн руб продал этот товар. Ещё мы знаем, сколько млн руб составили расходы на реализацию товара, знаем сколько млн руб он вернул ссуду в банк вместе с процентами. Главный вопрос задачи — какова чистая прибыль предпринимателя?

4). Составьте математическую модель задачи в виде числового выражения, выразив доходы положительными числами, расходы отрицательными числами.

Какое выражение получилось?

+0,5+(+1,5)+(-0,5)+(-1,0)+(+3)+(-0,5)+(-2)

Как вы думаете, как называется это выражение? (сумма)

Молодцы, ребята. Это выражение действительно – сумма. А какие числа здесь являются слагаемыми? (положительные и отрицательные числа). Такую сумму называют алгебраической суммой.

Так какая сумма называется алгебраической суммой? (Алгебраической суммой называется сумма положительных и отрицательных чисел).

Назовите слагаемые этой алгебраической суммы.

Найдите значение этой алгебраической суммы. (0,5)

Мы ответили на главный вопрос задачи? (0,5 млн руб)

Задание.

Назови слагаемые алгебраической суммы.

а) 17+(−13)+51

(Слагаемыми данной алгебраической суммы являются числа 17,−13и 51).

б) −27+13−6−37

Выражение перепишем в виде:

−27+13+(−6)+(−37)

(Оно состоит из слагаемых: −27,13,−6 и −37).

II. 1) Вычислить устно (проверка переместительного свойства)

— 3 + (-5,6)= -5,6 + (-3)=

http://festival.1september.ru/articles/593301/Image1406.gif

— 1,2 + (-0,7) = — 0,7 + (-1,2)=

Какой вывод можете сделать? (a+b=b+a)

2) Работа по вариантам (проверка сочетательного свойства):

— подставить вместо букв данные числа и вычислить значение полученной алгебраической суммы:

1 вариант: (a+b)+c2 вариант: a+(b+c)

1)a=-7; b=-2;c=-3

2)a wonder ,7; b=1,2; c wonder ,3

Какой вывод можно сделать? Запишите это в виде равенства. (а+b)+c=a+(b+c).

Ребята, скажите, пожалуйста, какими свойствами обладает алгебраическая сумма? (переместительным и сочетательным).

Значит, на какую тему мы сегодня работаем?

Тема урока: Алгебраическая сумма и ее свойства.

4. Первичное закрепление.

Бизнес-задача

1) формулировка задачи.

Любой из нас может иметь собственное прибыльное предприятие. Но для этого он должен вложить деньги, математически грамотно вести бухгалтерскую книгу и уметь подсчитать свою прибыль. В таблице приведены доходы и расходы предприятия за полугодие.

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

-15200

+4007

-1593

-4007

+5200

+7593

Определите, доходно ли это предприятие.

Для того чтобы подсчитать прибыль, что надо сделать? (Для этого надо составить алгебраическую сумму и найти его значение.).

Назовите алгебраическую сумму:

-15200 + (+4037) + (-1593) + (-4007) + (+5200) + (+7593) =

2) поиск решения.

Как вы предлагаете найти значение этого выражения?

(Учащиеся предлагают: прибыль сложить с прибылью, а убытки с убытками, но перед этим вычеркнуть противоположные слагаемые).

Учащиеся записывают в тетрадях

(+ 5200 + 7593) + (-15200 — 1593) =

Учащиеся находят значение выражения.

3) подведение итогов составленной задачи.

Что можно сказать о данном предприятии? Прибыльное ли оно?

Учащиеся делают вывод, что предприятие убыточное.

  • 5.Обучающая проверочная работа по вариантам

-9+(-21)+17-24+7-16

15-42-(-45)-8+44+(-22)

8,7-2,9+(-1,1)+1,3-4,3+1,6-1,7+1,4

3,2-6,5-(-1,8)-7,2-(-3,2)-4,8

Ответы:

-13;18;6;-1,5;11/35.-33;14;-3;-8,8;-19/20

6. Итоги урока через ответы на вопросы.

Что тебе показалось интересным на уроке?

Чему вы научились в ходе урока?

Что полезного надо запомнить?

7. Домашнее задание.

1). № 230, №231;№232 (стр.54)

2). Найдите сумму всех целых чисел от -567 до 570 (для тех кто сможет).

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации