Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ для детей старшей группы: «Путешествие за капелькой воды»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ для детей старшей группы
Тема: «Путешествие за капелькой воды»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
1. «Познавательное развитие»:
— Закрепить знания детей о свойствах воды, уточнить, что вода – важная составляющая всего живого;
— Дать понятие о рациональном ее использовании и бережном отношении к воде и ее обитателям;
— Закрепить навыки количественного счета в пределах 10.
— Развивать любознательность, мышление, желание участвовать в опытах.
2. «Речевое развитие»:
— Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения;
— Развивать свободное общение с взрослыми и детьми;
— Обобщить и активизировать словарный запас по теме.
3. «Физическое развитие»:
— Способствовать формированию потребности в двигательной активности и развитию физических качеств.
4. «Социально-коммуникативное развитие»:
— Формировать представление о красоте природного мира, о положительном воздействии человека на этот мир;
— Воспитывать чувство сопереживания природе, бережное отношение к ней.
5. «Художественно-эстетическое развитие»:
— Формировать интерес к экологическим сказкам и интерес к художественной литературе по теме.
Материалы и оборудование:
— 2 прозрачных стаканчика: один стаканчик с чистой водой, другой – пустой; сахарный песок, речной песок, соль, камень, чайная ложка; предметы круглой и квадратной формы, бумажные салфетки;
— Глобус;
— Картинки (иллюстрации) с изображением речных, озерных, морских рыб;
— Конверт с письмом, «капелька воды», сделанная из картона;
— Мультимедийное оборудование, презентация «Детям о воде»;
— Музыкальный центр, музыкальные фонограммы: «шум воды» и спокойной музыки;
— Книга «Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки и праздники» Рыжова Н. А.
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
1 | Обращаю внимание детей на шум- журчание (магнитофонная запись- «шум воды»и конверт с письмом.Открываю конверт, читаю письмо: Я нужна на небе и на земле! Никто и ничто не может обходиться без меня. Я необходима всем – всем – всем. Одним чтобы плыть. Другим – чтобы жажду утолить. Третьим – что-нибудь помыть, А хозяйкам – чтобы кушанья разные варить. Спрашиваю: От кого же это письмо? Предлагаю рассмотреть воду в стаканчиках и лью небольшое количество жидкости на поднос. Уточняю у детей, из чего состоит вода. Достаю еще из конверта «Капельку воды» (сделанную из картона) и говорю, что Волшебница — вода прислала свою капельку и предлагает путешествовать за ней, чтобы узнать все о воде. | Слушают, рассматривают конверт, Отгадывают загадку Делятся предположениями от кого письмо. | Сформировано логическое мышление и интерес к предстоящей деятельности. Сформировано эмоциональное восприятие сказочного персонажа, положительный отклик на его появление. |
2 | Предлагаю мысленно совершить путешествие за капелькой воды и первая остановка – лаборатория. Здесь путем экспериментирования и опытов, выясняем, какой же бывает вода. 1 опыт: «У воды нет вкуса» 2 опыт: « Вода – жидкая, может течь» 3 опыт: «В воде одни вещества растворяются, другие – нет» 4 опыт: « Форма воды» 5 опыт: « Прозрачность воды» | Наблюдают за процессом экспериментов, опытов, принимают участие в некоторых опытах, делают выводы. | Сформировано желание участвовать в опытах, закреплены знания о свойствах воды (вода без цвета, без запаха, легко загрязняется, но трудно очищается и т.д.) |
3 | Сообщаю детям (от имени капельки-воды) что она просит детей отдохнуть и послушать ее подружек — капелек, которые хотят рассказать о себе. 1-я капелька: В луже, в море, в океане И в водопроводном кране… Как сосулька – замерзает. В дом туманом к нам вползает. 2-я капелька: Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется Средь высоких стройных елей, Рушится потоком селей. 3-я капелька: На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае… Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда! 4-я капелька: Без меня вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды вам не прожить! В озере меня найдете И в сыром лесном болоте. Путешествует всегда Наша спутница вода! Презентация «Детям о воде» | Рассказывают стихи о воде. Слушают, отвечают на вопросы. Просмотр презентации «Детям о воде». | Сформировано умение внимательного слушания художественного текста. Сформировано представление, что вода – важная составляющая всего живого; Уточнено представление детей об использовании воды. |
4 | Предлагаю детям (от имени капелек) вместе с ними выполнить физкультминутку: «Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем, Крепко щеткой зубы трем. Моем тело, моем уши, После вытираем суше» | Дети выполняют движения согласно тексту. | Обеспечена потребность детей в движении, сформулировано умение выполнять движения, согласно тексту. |
5 | Сообщаю, что путешествие продолжается, следующая остановка- «глобус». — А что такое глобус? — Что обозначено на глобусе, синим цветом? -Какой воды на планете больше соленой или пресной? -А кто живет в пресной и соленой воде? Расскажите об этом капельке. | Рассматривают глобус. Отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают, высказывают свои предположения. | Развито свободное общение с взрослыми и детьми.Совершенствовано умение грамматически правильно строить предложения. Развито мышление и любознательность. |
6 | Игра:«Веселый счет» Пересчет рыб, живущих в море, в реке (озере, водоеме). | Дети называют рыб, живущих в море, в реке, озере. Считают, кто сколько назвал. | Активизирован словарь.Сформированы математические представления, а также навыки количественного счета в пределах 10. |
7 | Капелька предлагает поиграть. Пальчиковая гимнастика: «Подводный мир» Мы в подводном мире, друг, Рыбы плавают вокруг: Рыба-меч, рыба-молот и рыба пила, Рыба- удильщик и рыба игла. . | Выполняют движение руками, как будто плывут. Делают поочередно волнообразные движения то правой, то левой ладошкой. Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца. | Активизирована пальцевая моторика. Активизирован словарь детей. |
8 | Движемся к остановке под названием «Бережливая». Сообщаю (от имени капельки) Мы уже знаем, что пресной воды меньше на земле, поэтому как мы должны к ней относиться. Как ее нужно беречь. ( Не включать сильно кран, закрывать его при умывании, не загрязнять реки и озера т. д.) | Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. | Уточнены представления детей о рациональном использовании воды, о бережном отношении к ней. |
9 | Предлагаю (от имени капельки) отдохнуть и послушать экологическую сказку Н. А. Рыжовой: «Как люди речку обидели» | Дети слушают сказку. | Сформирован интерес к экологическим сказкам и представления о красоте природного мира, о положительном воздействии человека на этот мир.Воспитано чувство сопереживания природе. Бережное отношение к ней. |
10 | А теперь, предлагаю детям самим рассказать и показать сказку с помощью своих рук, о нашей капельке. 1.Выглянуло солнце. 2.Следом за ним появилась тучка. 3. Из тучки закапали капельки. 4.Капелек было так много, что на земле образовались лужи. 5. Полили капельки землю и на ней начали расти цветы. 6.Смотрят наши цветы на солнце. 7. Прилетели к цветам бабочки. 8. Из-за тучки выглянуло солнышко. 9. Солнышко осветило всю Землю. 10. Наша любопытная капелька отстала от других капелек дождя и попала в ручеек. 11. Влился ручеек в речку, речка потекла в море, а вместе с ними и капелька. 12. Выглянуло солнышко из-за тучки, протянуло лучики-ладошки к капельке. 13. Превратилась наша капелька в пар. 14. Вернулась капелька-путешественница к маме-тучке. Вот и закончилась путешествие капельки, а с ним и наша необычная сказка. | Под спокойную музыку дети двигаются и выполняют действия руками в соответствие со словами сказки. | Развита координация и точность движений рук. Усовершенствована речедвигательная координация. Развита художественно-музыкальная деятельность. |
11 | Читаю стихотворение: Как прекрасна, становится наша Земля, если все на ней помогают друг другу! Вода и жизнь всегда рядом. Там, где есть вода, там и жизнь. В облаках, в тучах, в потоках дождя, В утренних росах, в морозных узорах, И в голубых океанских просторах, Жизнь без воды невозможна нигде. Вечна слава воде! Предлагаю детям поблагодарить капельку, за прекрасное путешествие. | Дети слушают стихотворение. Благодарят капельку за путешествие. | Сформирован интерес к художественной литературе, о том, что вода — важная составляющая всего живого. |