Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Статья "Особенности организации тьюторского сопровождения учащихся на разных ступенях школьного образования"

Губарева И.Н.: Особенности организации тьюторского сопровождения учащихся на разных ступенях школьного образования

Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения. На каждой из них существует некоторый базовый конфликт, через который проходит развитие ребенка, работа тьютора сообразуется с ним.

Тьюторское сопровождение в начальной школе.

Базовый конфликт в начальной школе – это конфликт между игровой и учебной деятельностью. В отличие от учителя, занимающегося задачами учебно-воспитательного процесса, для учителя-тьютора, работающего с развитием познавательного интереса, первостепенной задачей является оказание младшему школьнику помощи в осознании и реализации познавательного интереса.

Учитель-тьютор выступает в этом случае как консультант учащегося, который помогает ему понять и определить интересы, подобрать соответствующие способы, обеспечивающие их достижение, определиться с местами получения дополнительной информации. Он помогает младшему школьнику определиться по отношению к тому, как дальше использовать полученные результаты.

Учитель, использующий тьюторскую технику, при этом осуществляет:

— выявление, фиксацию и формирование познавательного интереса младшего школьника;

— выявление индивидуальных проблем, связанных с познавательным интересом;

— обучение младших школьников способам работы с познавательным интересом;

— совместный анализ способов и ресурсов, использованных во время работы;

— содействие в определении необходимых «проб выбора»;

— организацию рефлексии учащимся свое й деятельности;

— предоставление рекомендаций о способах получения необходимой информации.

Технология тьюторства является многоступенчатой. Все части ее взаимосвязаны между собой и представляют определенную систему познавательного развития младшего школьника.

1. Диагностический этап — фиксация или выявление познавательного интереса, предпочтений, интересов и намерений учащихся, их склонности, сильные и слабые стороны.

2. Ориентировочный этап — осознание младшим школьником своих целей, интересов и планов. Для реализации этих целей на этом этапе используются следующие способы тьюторского сопровождения как для учителя, так и для ученика:

Способы работы учителя: работа с папкой личных достижений ученика; беседа, консультирование; диагностика, тестирование.

Способы работы ученика: посещение открытых уроков (с открытым входом и выходом), где объясняют, что это будут уроки, где они могут заниматься тем, что им интересно; представление имеющегося объема знаний по теме; представление своего «Я»; рассказ об истории возникновения познавательного вопроса.

3. Мотивационный этап, служащий для организации сбора и анализа информации по теме, включает в себя следующие способы работы учителя и ученика:

Способы работы учителя: нахождение вопросов в представленном материале; сужение или расширение темы; анализ «портфеля»; консультации по «портфелю»; помощь в составлении «карты» интереса.

Способы работы ученика: составление карты интереса; сбор «портфолио»; анализ «портфолио»; выявление познавательного вопроса; определение темы выступления. Портфолио – это то место, куда учащийся собирает ценные для него материалы, добытые в поиске. Именно в работе с портфолио начинает запечатлеваться его индивидуальная образовательная история.

На данном этапе работы школьник формулирует при помощи тьютора тот вопрос, на который он хочет получить ответ. Задача тьюторской работы — найти именно такие личные вопросы, в работе с которыми и может быть разбужено отношение к знанию, как необходимому лично тебе в твоей жизни. Постановке такого вопроса уделяется достаточно много времени, и для этого используются специальные игровые, педагогические и психологические техники.

4. Формирующий этап включает в себя организацию представления познавательного интереса и анализ этого представления. Цель этого этапа – осознание младшим школьником значения представления познавательных интересов, способов работы, полученных результатов для себя.

Этап работы — поиск ответов на вопрос — делится на два такта: на обсуждение с тьютором, в котором определяется способ получения возможного ответа, и собственно — поиск. Выбор способа будет опираться, прежде всего, на определение индивидуального стиля образования.

Основные техники работы тьютора на данном этапе это:

план-карта источников, где можно так или иначе найти материал для ответа на вопрос (для школяра может быть представлена как карта пирата или следы инопланетного существа);

вопросные техники (приобретая опыт сопровождения индивидуального образовательного поиска, тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов);

образовательный портфель достижений.

5. Этап представления результатов работы над вопросом – презентация найденных ответов в кругу школьников. Это может быть узкий круг или, наоборот, общешкольное мероприятие. Здесь тьютор может поработать, помогая придумать форму презентации, но это не значит, что он должен придумывать за подопечного, даже если тот наверняка выбрал неудачную, «закрытую» форму

6. Этап анализа и рефлексии. Он складывается из содержательного и внешнего анализа выступления. На нем ученик постарается отметить сильные и слабые стороны своего выступления; успехи и трудности, которые ему удалось преодолеть; способы деятельности, используемые во время подготовки и проведения представления познавательного интереса.

После анализа выступления, наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие направления: определение перспектив развития познавательного интереса; определение темы (содержательных перспектив); определение сроков (временные перспективы).

Тьюторское сопровождение в основной школе.

Содержание вопросов у подростка меняется, они начинают касаться сферы самопознания и самореализации. Основной конфликт возраста – противоречие учебных мотивов и мотивов общения. Школьники теперь объединяются не по интересам, а по способам их претворения в своеобразные клубы (секции), где поводом для общения является опыт освоения деятельности, исследования, проектирования или творческие находки, а поводом для самоутверждения является твой индивидуальный, неповторимый вопрос. А в обсуждениях с тьютором он учится рефлексии собственного опыта.

Техники работы тьютора усложняются, так теперь ему нужно строить опоры для совместной рефлексии образовательного поиска, но остаются теми же:

образовательная траектория — теперь содержит приложения в виде маршрутов и инструкций по прохождению пути;

требования к портфолио приобретают нормативные характеристики (исследователь собирает гипотезы и артефакты, проектировщик – идеи и конструкции, творец – творческие зарисовки);

техники беседы сами могут становиться поводом для рефлексии (так как именно в этом период для школьника становится важно владение этими техниками для поддержания личностно-значимого общения в кругу друзей).

Основной единицей тьюторского сопровождения является тьюторская встреча – обсуждение тьютором и учеником самостоятельных шагов, сделанных ребенком для решения своего образовательного вопроса.

Тьюторские встречи могут быть организованы по-разному. Можно выделить две модели организации тьюторского сопровождения:

1) тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных проектов

2) тьюторское сопровождение детских образовательных маршрутов (путешествий, объединений).

1)Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных проектов осуществляется на базе учебного класса, данная форма наиболее эффективно в младших подростковых классах – 5-х, 6-х и 7-х.

Основное содержание тьюторского сопровождения в данной модели заключается в том, что ученик реализует серию образовательных проектов, т.е. проектов, направленных на удовлетворение его образовательных потребностей. Проекты могут быть кратковременными и долговременными, локальными и связанными друг с другом, главное в том, что они строго индивидуализированы и прямо связаны с образовательными запросами ребенка.

В начале учебного года пятиклассники собираются на первый тьюторский сбор, на котором тьюторы рассказывают им о смысле, целях тьюторского сопровождения и формах работы с тьютором. Фактически речь идет о презентации программы тьюторского сопровождения. Вводится идея новой педагогической позиции – тьютора –наставника, который обсуждает способы познания и трудности, возникающие на этом пути, педагога, который не отвечает на вопросы, а задает их.

Для ученика итогом этого этапа сопровождения является формулирование образовательного вопроса – темы индивидуального образовательного проекта. Обычно он формулируется как фраза «Я хочу узнать …, эти знания я использую для того, чтобы сделать … ».

Так как подростки очень ориентированы на продуктную деятельность, для них важно всегда видеть натуральный результат своих усилий, то разработка тьюторского интереса осуществляется в проектной форме – т.е. ученик что-то делает: пишет сказку о своем интересе, делает выставку, готовит выступление или мультимедийную презентацию, проводит игру или устраивает какое-то действо и т.п.

Дальнейшее тьюторское сопровождение строится вокруг разработки этого проекта. Основными формами работы тьютора с подростком на этом этапе являются:

— разработка траектории (план-карты) образовательного маршрута,

— сбор портфолио образовательного проекта,

— подготовка проектного продукта.

Главная задача тьютора на этапе составления карты заключается в моделировании деятельности подростка при сборе информации. Каждая новая точка на карте вызывает у тьютора вопросы о том, что ребенок собирается на ней делать. Своими вопросами тьютор задает алгоритм действия, и, последовательно отвечая на эти вопросы, ребенок во внешнем для себя плане проговаривает тот самый культурный способ работы с источником информации. «Расскажи мне, как ты будешь действовать», «Как ты будешь искать книгу», «Где храниться в библиотеке информация о книгах», «Как работать с каталогом», «Кто тебе в библиотеке может помочь», «Как ты будешь работать с книгой» — и т.д. и т.п. Для разных детей нужна разная конкретизация вопросов.

Аналогично выстраивается работа с портфолио проекта – любая «культурная» информация предлагается тьютором для обсуждения как его реакция на вариант действий, предложенных ребенком. Портфолио проекта – это вещественные следы интереса ребенка. Именно интереса, а не собранной информации. Но, когда материал собирает пятиклассник (и семиклассник), для него очень трудно делать объемные выписки из источников. Поэтому, обсуждая с ребенком вопрос, что и как он будет хранить, основной акцент делается на вопросе «Зачем ты будешь это хранить?». Соответственно содержание портфолио в очень большой степени зависит от того проектного продукта, который предполагается. Относительно этого продукта отбирается материал.

Для тьютора наибольший интерес представляет рефлексия деятельности ребенка, и для него важно, чтобы у ученика оставался материал не только о том, что он узнал, что он делал, но и о том, как он это узнавал, как он это делал. Поэтому тьютор предлагает, провоцирует маленькие записки, заметки о своей деятельности, зарисовки-комиксы, дневники, описания встреч и т.п. Это могут быть фотографии мест, людей, предметов, карты, репродукции – все то, что будит эмоции и воспоминания, следовательно, помогает анализировать свою деятельность.

Основными результатами тьюторского сопровождения образовательных проектов учащихся являются, во-первых, освоение учеником проектной деятельностью, формирование готовности ребенка к самостоятельному проектированию, во-вторых, развитие познавательных интересов учащегося, их осознание, выстраивание образовательной истории и индивидуальных образовательных перспектив.

Завершающим этапом тьюторского сопровождения образовательного проекта ребенка является анализ итогов деятельности и определение смыслов проекта для ребенка, роли проекта в его индивидуальной образовательной истории. И здесь есть две формы работы:

1) Групповое событие, позволяющее продемонстрировать и проанализировать продукт проекта: игра или презентация продукта — проекта (например, фотоальбом).

В 5-9-х классах школьник может не только оценить свое выступление, но и открыто высказать свои предложения, решения и опасения. Это необходимо не только для того, чтобы найти сильные стороны своего выступления, но и для того, чтобы выявить желание в следующий раз сделать не хуже. Ученику могут быть предложены следующие вопросы:

1. Каковы твои впечатления, чувства, эмоции после выступления?

2. Как ты оцениваешь свое выступление по сравнению с другими?

3. Что, по твоему мнению, было слабого в твоем выступлении?

4. Что было удачного?

5. Как ты этого достиг?

6. Что бы ты изменил, если бы можно было выступить снова?

7. Что у тебя не получалось, а теперь получается?

8. Готов ли ты выступить снова?

2) Тьюторская встреча, на которой тьютор и ученик обсуждают изменения, произошедшие в ребенке за время разработки проекта: что узнал, что научился делать, что появилось (исчезло) в характере, как изменились интересы, как изменилось отношение к себе, другим, миру, что будем делать дальше. Тьютор предлагает сделать выбор: работаем дальше с этим же интересом или меняем его. И начинается новый цикл. Хочется отметить, что более продуктивно работать в малых тьюторских группах: 1 тьютор и 3-5 учеников, которые собираются на общую тьюторскую встречу. Один тьютор обычно ведет 2 — 4 группы. В рамках такой встречи организуется обсуждение индивидуальных материалов каждого члена группы.

Тьюторское сопровождение образовательных проектов учеников 6-7 классов осуществляется в той же логике, что и сопровождение пятиклассников. К концу седьмого класса проектирование как предмет взаимодействия тьютора и ученика становится для него менее интересным, чем выстраивание собственных образовательных перспектив. Для подростка большое значение приобретает понимание того, что он может и должен выбирать приоритеты в своем образовании, определять цели уже не кратковременных локальных образовательных проектов, а долгосрочных перспектив своего образования. С этим связана смена формы тьюторского сопровождения старших подростков: в 8-9 классах оно может осуществляется через Клуб образовательных маршрутов (тьюториал).

После анализа деятельности наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие направления: определение образовательных перспектив – как новое знание изменило представление ученика о самом себе, зачем ему эти знания, что они меняют в его истории, как изменились его интересы и образовательные потребности.

Тьюторское сопровождение в старшей школе.

Основной конфликт возраста: образования как самоценности – и целевого (профессионального) образования (культурного и социального). Тьютор опять решает его в плане культурно – индивидуального.

Теперь учащийся вместе с тьютором строит проект своей индивидуальной образовательной программы поверх индивидуального проекта профессиональной деятельности. Портфолио становится объектом проектирования.

Образовательная деятельность сочетается с воспитательной, а также выходит за стены школы в прямом смысле – это стажировки и социальные практики в мире взрослой деятельности.

К таким видам воспитывающей деятельности, реализуемым в современной старшей (профильной) школе, нами отнесены следующие:

-тьюторское сопровождение процесса построения и реализации старшеклассником индивидуальной образовательной траектории;

— организация работы с образом будущего у старшеклассника;

— включение учащихся в процесс социокультурной практики;

— пространственная организация внеучебной деятельности;

— организация на демократических принципах деятельности органов самоуправления, соуправления функционированием старшей профильной школы.

Например, для реализации индивидуальной образовательной программы и складывания жизненной траектории через представления о своем будущем необходимо наличие реальных социальных действий. Это возможно посредством социокультурных практик — процесса социальных и профессиональных проб, процесса обретения социального опыта. Их назначение -формирование социальных компетенций:

— способность работать в команде

— способность разрешать конфликты в группе

— способность понимать других

— контактность

— социальная ответственность.

Задачи:

— развитие у учащихся активной жизненной позиции, интереса к проектной деятельности;

— приобретение знаний и навыков, необходимых для успешного участия в разработке и реализации социально-культурных проектов;

— формирование совместных проектных групп учащихся и педагогов;

— создание условий для приобретения учащимися опыта социально-культурного проектирования посредством выполнения заданий и прохождения всех стадий «жизненного цикла проекта».

Позиция взрослого в этом пространстве – «социальный продюсер» – успешный взрослый, который помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу. Реализация социокультурного проектирования в старшей школе предполагает:

— разработка и реализация социальных проектов, направленных как на благо школы, так и вне ее;

— включение старшеклассников в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов вне школы);

— участие старшеклассников в социально-значимых программах различного уровня,

— прохождение предпрофильных стажировок и практик;

— создание нескольких постоянных площадок для организации социально-трудовой практики учащихся, прежде всего, в местах, связанных с отношениями рыночного типа и решением современных социальных проблем (торговая фирма, банк, фирма по производству товаров и услуг, работы по благоустройству микрорайона, уход и помощь больным и престарелым, и т.п.);

— обобщение опыта, наработанного командами разных параллелей и разработка единой системы социальной практики с учетом как возрастных особенностей учащихся, так и реальных возможностей микро- и макросоциума (родители, выпускники, заинтересованные в сотрудничестве городские организации);

— разработка и апробация системы социально-образовательного статуса школьника, основанного на его активном участии в конкретных социально- значимых проектах.

Существует ряд условий, на которые необходимо обратить внимании при организации тьюторского сопровождения:

1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, а только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе). Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность.

2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.

3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школьника в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.

4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, чтобы у них была возможность обсуждать свой опыт. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации