Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

«Развитие УУД учащихся посредством проектной и исследовательской деятельности»

Одним из важных направлений работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является проектная деятельность.

Актуальность метода проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий обучающихся и обязательной презентации результатов их работы.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку, социальную гибкость, мобильность, что в дальнейшем, несомненно, поможет учащимся эффективно планировать и проектировать свою жизнь.

Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

1.Самостоятельному, критическому мышлению.

2.Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

3.Принимать самостоятельные аргументированные решения.

4.Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля и со стороны учителя. Очень важно с первых дней научить детей работать в группе, потому что именно в группе осуществлялось:

• знакомство с материалом, планирование работы;

• распределение заданий внутри группы;

• обсуждение индивидуальных результатов работы;

• обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);

• подведение итогов группового задания.

Классификация проектов по продолжительности:

Мини-проектымогут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проектытребуют выделения 5 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проектывыполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проектымогут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе.

Учителю проектная деятельность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.

По количественному составу различают: индивидуальные, парные и групповые проекты.

На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

Различают следующие виды проектов:

  • 1.Исследовательские проекты
  • 2.Творческие проекты
  • 3.Приключенческо-игровые проекты
  • 4.Информационные проекты
  • 5.Практико-ориентированные проекты

Чтобы провести исследование применяю следующую последовательность:

  • 1.Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).
  • 2.Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
  • 3.Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).
  • 4.Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
  • 5.Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).
  • 6.Определить последовательность проведения исследования.
  • 7.Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).
  • 8.Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
  • 9.Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
  • 10.Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Алгоритм работы над проектом

Стадия работы над проектом

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

1. Подготовительный

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

б) Создание рабочей группы.

Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию.

Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся.

Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой обучающихся

2.Поисково-исследовательский

а)Определение источников необходимой информации

б)Определение способов сбора и анализа информации

в)Определение способа представления результатов (формы проекта)

г)Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

д)Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой обучающихся.

3. Практический

а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

в) Выбор оптимального варианта хода проекта

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся

4. Аналитический

а) Анализ информации

б) Формирование выводов.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Советует, наблюдает за работой обучающихся.

5.Контрольно-корректировочный

Анализируют, находят ошибки, способы коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел.

Практическая помощь (по необхо­димости). Направляет и контролирует осу­ществление проекта.

6.Заключительный

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке.

В проектной деятельности школьников развитие их значимых компетенций происходило на каждом этапе работы над проектом.

На подготовительном этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Почему? Отчего?». Этот этап требовал развития понимания установления связей, ассоциаций. Отвечая на различные вопросы, ребёнок учится более объективно наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые знания.

Поисково-исследовательский и практический этапы предполагают изменения уровня сформированности ключевых компетенций, который демонстрируют учащиеся в ходе проектной деятельности.

На заключительном этапе для школьников было актуальным осознание того, что завершение одной задачи для творческого, любознательного, творческого человека — не окончание работы, а лишь начало новой. Важными были вопросы: «Что ещё может интересовать тебя в этой проблеме?», «Что ещё ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы побуждают любопытство, развивают воображение ребёнка, повышая мотивацию к познанию нового, к исследованию, к открытиям, к обучению.

Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Анализируя процесс работы над проектом и её результат, можно утверждать, что в результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметной инновацией. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их в готовом виде от учителя или их учебников, участие учащихся в конкурсе проектных работ однозначно стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании.

Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально — творческая игра.

В результате многолетнего педагогического проектирования учитель на практике доказал, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески — развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Список используемой литературы

  • 1.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
  • 2.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
  • 3.Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
  • 4.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002. – 112с.: ил. – (Библиотека учителя).
  • 5.Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: — В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 — 12с.
  • 6.Проектные задачи в начальной школе. /под ред. А.Б. Воронцовой. – М.: Просвещение – 2010.
  • 7.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  • 8.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
  • 9.Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.Рекомендации. Волгоград, 2011.
  • 10.Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2010.
Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации