Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Методическая разработка урока "Окружность в прямоугольной диметрии"

Цели урока: Показать практическое применение построение эллипса.

  • Образовательные:
    • познакомить с окружностями в аксонометрических проекциях;
    • научить выполнять простые геометрические построения с использованием аксонометрических проекций;
    • формирование у студентов навыков графической деятельности.
  • Развивающие:
    • развитие познавательного интереса у студентов при изучении нового материала;
    • прививать навыки практической деятельности;
    • развитие пространственных представлений, творческих способностей.
  • Воспитательные:
    • воспитание сознательного и осмысленного применения полученных знаний при выполнении практических упражнений;
    • формирование сознательного отношения к изучаемому материалу;
    • формирование навыков самостоятельной работы.Вид занятия: комбинированное занятие.Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.Оборудование:Пособие для демонстрации образования эллипса, плакаты с изображением некоторых технических деталей.Этапы урока:

1.Организационная часть;3 мин.

2.Повторение пройденного материала; 5мин.

3.Сообщение темы урока и объяснение нового материала; 50 мин.

4.Фронтальное выполнение практического задания;24 мин.

5.Подведение итогов урока;5 мин.

6.Задание на дом.3мин.

Ход урока

  1. Приветствие студентов.
  2. При выполнении многих чертежей приходится встречаться с целым рядом геометрических построений, поэтому важно знать графические приемы решения наиболее часто встречающихся в чертежной практике задач. Давайте повторим алгоритм построения окружности в аксонометрии

Вопрос: Сколько точек необходимо для построения эллипса?

Лекальные кривые применяются при построении очертаний многих технических деталей: профилей зубьев, кулачков, эксцентриков, подшипников, фланцев, кронштейнов, крышек и др. Лекальные кривые нельзя провести с помощью циркуля. Чтобы их построить, определяют ряд точек, которые соединяют при помощи лекал.

  1. На этом уроке вы узнаете о наиболее часто встречающемся в практике способе построения эллипса в прямоугольной диметрии.

Эллипс, как диметрию окружности, можно построить по восьми точкам, ограничивающим его большую и малую оси и проекции диаметров, параллельных координатным осям.

Окружность расположенная параллельно одной из плоскостей проекций в аксонометрических проекциях изображается в виде эллипса, большая ось которого всегда перпендикулярна оси, не принадлежащей аксонометрической плоскости проекций, параллельной данной окружности.

ГОСТ 2.317-69 определяет положение окружностей, лежащих в плоскостях, параллельных плоскостям проекций.

Положение аксонометрических осей приведено на рис.

Коэффициент искажения по оси y равен 0.47, а по осям x и z — 0.94.

Диметрическую проекцию выполняют, как правило, без искажения по осям x и z и с коэффициентом искажения 0.5 по оси y.

Окружности, лежащие в плоскостях, параллельных плоскостям проекций, проецируются на аксонометрическую плоскость проекций в эллипсы.

Для вычерчивания эллипса вполне достаточно восьми точек. Точки 1 и 2 – концы большой оси, 3 и 4 – концы малой оси. Точки 5, 6, 7, 8 – аксонометрические проекции диаметров окружности, параллельных координатным осям x, y.

Если диметрическую проекцию выполняют без искажения по осям x и z то большая ось эллипсов 1, 2, 3 равна 1,06 диаметра окружности, а малая ось эллипса 1 — 0.95, эллипсов 2 и 3 — 0.35 диаметра окружности.

Если диметрическую проекцию выполняют с искажения по осям x и z, то большая ось эллипсов 1, 2, 3 равна диаметру окружности, а малая ось эллипса 1 — 0.9, эллипсов 2 и 3 — 0,33 диаметра окружности.

Чтобы построить эллипс необходимо знать его элементы:

1.Большая ось 1-2 эллипса – наибольший диаметр;

2.Малая ось 3-4 эллипса – наименьший диаметр;

3.Сопряженные диаметры 7-8; 5-6.

Сопряженные диаметры – это два взаимно перпендикулярных диаметра. На них отмечаем радиус в натуральную величину с учетом коэффициента искажения по оси y.

Малая ось эллипса параллельна той оси, которой нет в данной плоскости.

Большая ось эллипса перпендикулярна малой оси.

Окружность, расположенная в плоскости xOz, проецируется в эллипс с осями: большая ось которых 1 = 1,066d, малая ось — 2b1 = 0,95d

Рис. Окружность проецируется в эллипс с осями

Диаметры окружности, параллельные координатным осям, спроецируются в отрезки, параллельные осям диаметрии l1 = l2 = d; l = 0,5d, при этом || Ох; l2 || Оу; l3 || Oz.

Можно построить кроме указанных точек еще четыре точки, симметричные точкам, ограничивающим проекции диаметров, параллельных координатным осям. Тогда эллипс, как диметрию окружности, можно построить по его двенадцати точкам.

Мы с вами рассмотрели построение эллипсов в трех плоскостях. Сейчас мы построим конус в прямоугольной диметрии.Основание конуса лежит в горизонтальной плоскости.

Изображение геометрических поверхностей в прямоугольной диметрии рассмотрим на примере построения стандартной прямоугольной диметрии прямого кругового цилиндра. На рис. приведен пример комплексного чертежа полого цилиндра высотой Н c наружным d и внутренним d1диаметрами.

4.Фронтальное выполнение практического задания.

А сейчас вы самостоятельно постройте цилиндр в прямоугольной диметрии. Основания цилиндра лежат в горизонтальной плоскости.(Построить цилиндр диаметром 90 основание в профильной плоскости)

5.Подведение итогов занятия.

Сегодня мы с вами научились строить окружности в разных плоскостях. Эти знания нам нужны для выполнения графической работы №3. Давайте еще раз повторим алгоритм построения эллипса:

Чтобы построить эллипс необходимо знать его элементы:

Большая ось 1-2 эллипса – наибольший диаметр;

Малая ось 3-4 эллипса – наименьший диаметр;

Сопряженные диаметры 7-8; 5-6.

6.Д/з. На следующее занятие принести формат А3 для графической работы.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации