ОПЫТ РАБОТЫ МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад № 52 «Жемчужинка» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков безопа
ОПЫТ РАБОТЫ
МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад № 52 «Жемчужинка»
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков безопасного поведения на дорогах
Дорога… Это целая жизнь. Как удивительно похожи жизненные и дорожные ситуации! И готовить к ним себя и особенно детей нужно с детства.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив МБДОУ особое внимание уделяет обучению детей правилам дорожного движения. Первым учителем, который помогает решать эту проблему -
Воспитатель детского сада.
Целью нашей работы является формирование у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге.
Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
— Внедрение инновационных форм и методов обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах;
— Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах, контролировать выполнение этих действий;
— Формирование навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
— Развитие у детей и родителей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице
— Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
В работе по обучению детей правилам дорожного движения и предупреждению травматизма мы руководствуемся:
• Законом РФ «Об образовании»;
• Конвенцией о правах ребёнка;
Федеральным законом от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Актуальность работы по обучению детей правилам дорожного движения (ПДД) обоснована федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.
Работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий начинается с младшего возраста, с последовательным усложнением задач, согласно требованиям основной реализуемой в ДОУ программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и регламентируется «Правилами дорожного движения Российской Федерации».
Используемые программы, методические пособия:
— Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., «Основы безопасного поведения».;
— Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма с дошкольниками ведется систематически, на основе разработанной в детском саду системы планирования, направленной на создание оптимальных условий для формирования и систематизации знаний о правилах дорожного движения у воспитанников путём взаимодействия воспитательно-образовательной работы ДОУ и семьи.
Педагогический коллектив нашего учреждения серьезно и последовательно работает над формированием у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге.
Основой для построения системы работы ПДД являются принципы организации образовательного процесса:
-Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
— Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
— Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
— Принцип интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
— Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
— Принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
— Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Основываясь на эти принципы, создана система работы, которая включила в себя следующие компоненты:
- Создание предметно-развивающей среды
- Работа с детьми
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
Основные формы работы с воспитанниками
по обучению правилам дорожного движения
При обучении детей правилам дорожного движения необходимо использовать разнообразные формы и методы работы. Дошкольников необходимо знакомить с правилами в доступных для них формах. Это настольные и дидактические игры, беседы, просмотр видеофильмов и последующее обсуждение, экскурсии, чтение художественной литературы, проектная деятельность.
Виды деятельности
Продуктивная
Игровая
Познавательно – исследовательская
Коммуникативная
Каждая образовательная деятельность содержит как познавательный, так и занимательный материал. Педагогический коллектив нашего ДОУ при реализации задач использует личностно-ориентированные технологии: темы, ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.
При проведении используются:
словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия),
наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций),
исследовательские и практические.
После проведения образовательной деятельности по ПДД, для закрепления материала в ДОУ организуется работа в зоне практической деятельности по ПДД, на площадке.
Традиционными, интересными, поучительными стали встречи воспитанников детского сада с сотрудниками ГИБДД, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуативный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов.
Работа с педагогами.
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности, таким образом, чтобы у каждого педагога, сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей используются эффективные формы методической работы:
— семинары практикумы,
— нормативно-правовые чтения,
— педсоветы,
— диспуты,
— деловые игры,
— методические посиделки,
— смотр-конкурсы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений в работе по формированию знаний о правилах дорожного движения мы считаем сотрудничество с семьей в вопросах по ПДД.
Формы работы с родителями
Родительские собрания
Консультации
- Беседы
- Круглый стол
- Буклеты
- Анкетирование
Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- обучение теоретическим знаниям, которая доносится до родителей на родительских собраниях, через родительские уголки;
- практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, на площадке.
Родители воспитанников являются активными участниками обучения детей правилам дорожного движения. Они играют решающую роль не только в силу своего родительского статуса, но и потому, что их собственное поведение, включая поведение в дорожном движении, является для детей примером для подражания.
Родителям предлагаются памятки по обучению детей безопасному поведению на дорогах, в транспорте. Совместная работа воспитателя и родителей дает определенный результат.
Родители активно помогают в изготовлении атрибутов для игр и мероприятий, так же и сами принимают участия в КВНах, играх, развлечениях и др. мероприятиях.
Предметно-развивающая среда по ПДД в ДОУ
Большое внимание в ДОУ уделяется созданию предметно-развивающей среды. В группах оформлены содержательные, красочные, мобильные уголки ПДД куда вошли:
n дидактические, развивающие, настольные игры;
n атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и т.д.;
n классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;
n подборки народного фольклора;
n подборки художественной литературы;
n альбом «Это интересно…»
n альбомы «Транспорт».
n подборка иллюстраций по правилам дорожного движения.
n книжки-малышки «Интересные истории о …»
n комплекты дорожных знаков;
n макет улицы с транспортными средствами;
n подборка проблемных ситуаций;
n подборка «Минуток безопасности»
n Оборудование носит развивающий характер, что позволило сформировать у детей в игровой форме представления о ПДД, овладеть различными мыслительными операциями.
Результат
За последние пять лет отсутствуют дорожно-транспортные происшествия с участием детей нашего детского сада
Перспективы и пути развития
•поиск новых социальных партнеров для дальнейшей реализации поставленных целей по ознакомлению детей с правилами дорожного движения
•совершенствование методического обеспечения
•использование современных технологий с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса по повышению культуры поведения дошкольников на дороге
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!