Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

ОПЫТ РАБОТЫ МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад № 52 «Жемчужинка» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков безопа

ОПЫТ РАБОТЫ

МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад № 52 «Жемчужинка»

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков безопасного поведения на дорогах

Дорога… Это целая жизнь. Как удивительно похожи жизненные и дорожные ситуации! И готовить к ним себя и особенно детей нужно с детства.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив МБДОУ особое внимание уделяет обучению детей правилам дорожного движения. Первым учителем, который помогает решать эту проблему -

Воспитатель детского сада.

Целью нашей работы является формирование у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге.

Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

— Внедрение инновационных форм и методов обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах;

— Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах, контролировать выполнение этих действий;

— Формирование навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

— Развитие у детей и родителей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице

— Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

В работе по обучению детей правилам дорожного движения и предупреждению травматизма мы руководствуемся:

• Законом РФ «Об образовании»;

• Конвенцией о правах ребёнка;

Федеральным законом от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Актуальность работы по обучению детей правилам дорожного движения (ПДД) обоснована федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

Работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий начинается с младшего возраста, с последовательным усложнением задач, согласно требованиям основной реализуемой в ДОУ программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и регламентируется «Правилами дорожного движения Российской Федерации».

Используемые программы, методические пособия:

— Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., «Основы безопасного поведения».;

— Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма с дошкольниками ведется систематически, на основе разработанной в детском саду системы планирования, направленной на создание оптимальных условий для формирования и систематизации знаний о правилах дорожного движения у воспитанников путём взаимодействия воспитательно-образовательной работы ДОУ и семьи.

Педагогический коллектив нашего учреждения серьезно и последовательно работает над формированием у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге.

Основой для построения системы работы ПДД являются принципы организации образовательного процесса:

-Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

— Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

— Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

— Принцип интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

— Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

— Принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

— Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Основываясь на эти принципы, создана система работы, которая включила в себя следующие компоненты:

  • Создание предметно-развивающей среды
  • Работа с детьми
  • Работа с педагогами
  • Работа с родителями

Основные формы работы с воспитанниками

по обучению правилам дорожного движения

При обучении детей правилам дорожного движения необходимо использовать разнообразные формы и методы работы. Дошкольников необходимо знакомить с правилами в доступных для них формах. Это настольные и дидактические игры, беседы, просмотр видеофильмов и последующее обсуждение, экскурсии, чтение художественной литературы, проектная деятельность.

Виды деятельности

Продуктивная

Игровая

Познавательно – исследовательская

Коммуникативная

Каждая образовательная деятельность содержит как познавательный, так и занимательный материал. Педагогический коллектив нашего ДОУ при реализации задач использует личностно-ориентированные технологии: темы, ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.

При проведении используются:

словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия),

наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций),

исследовательские и практические.

После проведения образовательной деятельности по ПДД, для закрепления материала в ДОУ организуется работа в зоне практической деятельности по ПДД, на площадке.

Традиционными, интересными, поучительными стали встречи воспитанников детского сада с сотрудниками ГИБДД, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуативный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов.

Работа с педагогами.

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности, таким образом, чтобы у каждого педагога, сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей используются эффективные формы методической работы:

— семинары практикумы,

— нормативно-правовые чтения,

— педсоветы,

— диспуты,

— деловые игры,

— методические посиделки,

— смотр-конкурсы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми.

Работа с родителями.

Одним из основных направлений в работе по формированию знаний о правилах дорожного движения мы считаем сотрудничество с семьей в вопросах по ПДД.

Формы работы с родителями

Родительские собрания

Консультации

  • Беседы
  • Круглый стол
  • Буклеты
  • Анкетирование

Работа с родителями строится по следующим направлениям:

  • обучение теоретическим знаниям, которая доносится до родителей на родительских собраниях, через родительские уголки;
  • практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, на площадке.

Родители воспитанников являются активными участниками обучения детей правилам дорожного движения. Они играют решающую роль не только в силу своего родительского статуса, но и потому, что их собственное поведение, включая поведение в дорожном движении, является для детей примером для подражания.

Родителям предлагаются памятки по обучению детей безопасному поведению на дорогах, в транспорте. Совместная работа воспитателя и родителей дает определенный результат.

Родители активно помогают в изготовлении атрибутов для игр и мероприятий, так же и сами принимают участия в КВНах, играх, развлечениях и др. мероприятиях.

Предметно-развивающая среда по ПДД в ДОУ

Большое внимание в ДОУ уделяется созданию предметно-развивающей среды. В группах оформлены содержательные, красочные, мобильные уголки ПДД куда вошли:

n дидактические, развивающие, настольные игры;

n атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и т.д.;

n классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;

n подборки народного фольклора;

n подборки художественной литературы;

n альбом «Это интересно…»

n альбомы «Транспорт».

n подборка иллюстраций по правилам дорожного движения.

n книжки-малышки «Интересные истории о …»

n комплекты дорожных знаков;

n макет улицы с транспортными средствами;

n подборка проблемных ситуаций;

n подборка «Минуток безопасности»

n Оборудование носит развивающий характер, что позволило сформировать у детей в игровой форме представления о ПДД, овладеть различными мыслительными операциями.

Результат

За последние пять лет отсутствуют дорожно-транспортные происшествия с участием детей нашего детского сада

Перспективы и пути развития

•поиск новых социальных партнеров для дальнейшей реализации поставленных целей по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

•совершенствование методического обеспечения

•использование современных технологий с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса по повышению культуры поведения дошкольников на дороге

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации