Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Развитие изобразительного творчества детей на основе представлений об искусстве Семикаракорского промысла.

Развитие изобразительного творчества детей на основе представлений об искусстве Семикаракорского промысла.

Общечеловеческая культура слагается из уникальных, своеобразных культур отдельных народов, наций, этносов. Каждая из них имеет созвездие знаковых фигур, чей творческий гений олицетворяет в себе и национальное, и глобальное духовное начало.

Проблема приобщения дошкольников к национальной культуре в современной педагогике актуальна в связи с тем, что содержательной направленностью образования признаётся вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую.

Творчество — это ценность периода дошкольного детства. Мир детства всё больше становится предметом пристального внимания и изучения учёных и практиков. Детство выступает особой субкультурой жизни человека. Оно концентрирует в себе человеческую мудрость и детскую непосредственность. Созидая собственный мир, ребёнок формирует свой образ, свой стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. Детская непосредственность, фантазия, воображение создают свою непостижимую для взрослого реальность – мир сказок, песен, игр и словотворчества ( И. Э. Куликовская, Т. С. Комарова, Р. М. Чумичева и др.).

Детство – это тот период жизни, когда через сказку, песню и т. д. происходит усвоение окружающего мира. Оно выступает тем пространством свободы ребёнка, которое он охраняет. Дети отличаются такими качествами, как любознательность, активность, непосредственность, они любят экспериментировать, исследовать (Н. Н. Поддъяков). Это же обнаруживается и в общении детей с культурой.

В дошкольном образовании наблюдается тенденция обращения к художественной культуре как среде художественного развития детей. Педагоги ищут возможности приобщения дошкольников к различным направлениям художественной культуры как средству обновления содержания изобразительной деятельности детей, развитию их творчества.

Личность человека представляет единое целое, но состоящее из взаимосвязанных частей, которые имеют свои отличительные особенности в содержании и линиях развития. Этот фактор побуждает к выделению в качестве одной из составляющих целостного процесса воспитания и образования такой, как художественное (Л. В. Компанцева).

Концептуальные подходы к пониманию и развитию этой проблемы сосредоточены в трудах таких учёных, как А. И. Буров, Е. В. Квятковский, Д. М. Кабалевский, Б. Т. Лихачёв, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов и др. По этому обращение к проблеме развития изобразительного творчества детей на основе их представлений о народной культуре как составной части общей художественной культуры является актуальным.

Цель исследования: поиск педагогических условий введения детей в художественную культуру на основе обогащения их представлений и развития творчества.

Объект исследования: процесс развития представлений о народной культуре на основе Семикаракорского промысла.

Предмет исследования: содержание и технологии использования произведений Семикаракорского промысла в изобразительном творчестве детей.

Гипотеза исследования: Семикаракорский промысел как часть художественной культуры может выступать средой развития представлений о народной культуре и развития изобразительного творчества детей при следующих условиях:

познание детьми художественных ценностей произведений Семикаракорского промысла;

знакомство детей со средствами выразительности, характеризующими различные художественные изделия этого промысла;

развитие интереса, потребностей детей в творческой деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости, эмоционального отношения детей в процессе познания и отражения образов народного искусства в своём творчестве.

В соответствии с целью и гипотезой исследования, обозначенным объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать состояние проблемы использования художественной культуры для развития творчества детей в психолого-педагогической и искусствоведческой литературе.

2. Выявить особенности представлений и проявления творчества детей на основе восприятия изделий Семикаракорского промысла.

3. Создать систему работы по знакомству детей с произведениями искусства Семикаракорского промысла и развитию на этой основе их творчества.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ №156 г. Ростова-на-Дону с детьми старшего дошкольного возраста в течение 2010-2016 учебного года.

Основными теоретическими положениями на которых строилось наше исследование, выступили следующие. Рассматривая изобразительное творчество дошкольников, такие учёные, как Е. И. Игнатьев, В. С. Мухина, Т. С. Комарова, Е. А. Флёрина и др. отмечают, что психологической основой его выступают такие психические процессы, как восприятие, представление, воображение и др. Они взаимосвязаны между собой, способствуют формированию у детей образных эстетических представлений, на основе которых строится детский рисунок, лепка, аппликация.

Особую роль в становлении изобразительной деятельности детей играет развитие их художественного восприятия, представлений о живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.

Представлениями называются образы предметов или процессов реальной действительности, которые в данный момент не воспринимаются нами, но которые воспринимались ранее. Представление – это воспроизведённый образ предметов реального мира. Источником представлений всегда является объективная действительность.

Теоретическими основами изучаемой проблемы выступили: характеристики представлений как ведущего психического процесса в развитии изобразительного творчества, особенности их в дошкольном возрасте, возможности развития, обогащения на основе познания реального мира (Н. Н. Волков, А. В. Запорожец, В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьев, Н. П. Сакулина, Г. А. Флёрина и др.)

Характеризуя психические процессы в дошкольном возрасте, Н. П. Сакулина вводит в практику занятия рисованием по восприятию и по представлению. Т. С. Комарова подчёркивает, что для рисования очень важно развивать у детей образные представления, потому что изобразительная деятельность носит характер художественно – творческий. Она так же отмечает, что для успешного осуществления изобразительной деятельности и развития творчества детей необходимо формирование у них образных представлений и образного мышления, в то же время, изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представления и мышления.

Особое значение для нашего исследования имеет теоретические положения об использовании народной художественной культуры в дошкольном образовательном учреждении.

Именно с дошкольного возраста начинается приобщение детей к русской народной культуре, которая помогает детям осознать, понять и приобщиться к традициям своего народа.

Эта проблема раскрывается в работах Т. С. Комаровой, Л. В. Компанцевой, Т. Я. Шпикаловой и др. Они отмечают большое значение работы по введению детей в народную культуру, представленную художественными промыслами, раскрывают её содержание, принципы, технологии.

Приобщение детей к народной культуре отражается в целом ряде программ воспитания и обучения детей, например, «Радуга», «Детство», «Истоки», региональная программа «Родники Дона» и др.

Опытно – экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, итоговый.

Цель констатирующего эксперимента состояла в выявлении особенностей представлений детей о произведениях Семикаракорского народного промысла.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы представления о Семикаракорском народном промысле, хотя дети знакомились с ним в старшей группе. По этому на формирующим этапе эксперимента была создана система работы с детьми по развитию представлений о произведениях искусства Семикаракорского промысла и использованию их в изобразительном творчестве. Этот вид промысла был выбран нами потому, что он отражает специфику творчества народных мастеров Донского края, в их произведениях отражаются образы и мотивы донской природы, людей, их быт.

Содержание работы было направлено на приобретение социокультурного опыта, усвоение которого создаёт предпосылки для становления духовного развития личности в контексте культуры. Система работы включала в себя:

— развитие ценностно-смысловых представлений детей о художественной культуре Донского края;

— овладение знаниями об особенностях художественной картины мира (природа, её красота);

— знаниями об истории Семикаракорского промысла, обогащение художественного опыта детей;

— формирование их художественного творчества;

— эстетическое общение в процессе познания и отражения произведений искусства.

Педагогическими условиями, обеспечивающими реализацию эстетической работы выступили:

— создание культурно – образовательной среды развития ребёнка с включением в неё произведений Семикаракорского промысла;

— изменение стиля общения педагогов с детьми и детей друг с другом на основе личностно-ориентированного взаимодействия;

— свободное общение детей с произведениями искусства, расширение поля творческой деятельности детей и педагогов;

— ориентация на личность ребёнка, проявление внимания к его внутреннему миру, развитие его интеллектуально-творческих способностей;

— накопление жизненного опыта детей на основе разнообразных впечатлении, эмоций, различных видов деятельности;

— педагогическое сопровождение детей, удовлетворение их потребностей.

Система художественно – творческих занятий.

  • 1.Искусствоведческое занятие: знакомство с керамической посудой,
  • украшенной посудой, украшенной Семикаракорской росписью и рельефом.
  • 2.Искусствоведческое занятие: рассматривание Семикаракорских скульптур
  • малых форм: казак и казачка.
  • 3.Искусствоведческое занятие: знакомство с Семикаракорским промыслом,
  • его мастерами, произведениями искусства. Этот промысел расположен в
  • одном из уголков донского края – станице Семикаракорской.
  • 4.Декоративное рисование на полосе «Цветок и бутоны» с использованием
  • мотивов Семикаракорской росписи, её техники.
  • 5.Творческое занятие: семикаракорская роспись на блюдце (заготовки из
  • бумаги различной формы) «Подсолнух», отражение красоты элементов
  • узоров в образе цветка подсолнуха.
  • 6.Художественный проект «Семикаракорская посуда».
  • 7.Творческое занятие по лепке кумгана «Качка»: кувшин в образе казачки.
  • 8.Интегрированное занятие «Сказочное путешествие». Закрепить знание о
  • Донском крае, донских художниках, Семикаракорском промысле.
  • 9.Игры – конкурсы «Поле чудес».
  • Технологии, использованные нами для реализации системы работы:
  • — искусствоведческие, беседы;
  • — наблюдения в природе поискового характера – найти те образы, которые
  • украшают произведения Семикаракорского промысла (цветы, лепестки,
  • травку, солнышко и т.д.);
  • — метод «творческих открытий»: воспринимая произведения искусства
  • (скульптуру малых флорм, посуду и т. д.), увидеть особенности работы
  • мастера, отличие произведения искусства, например, керамической посуды
  • с Семикаракорской росписью от обычного предмета;
  • — экспериментирование с глиной, красками;
  • — проблемные ситуации: «оживи цветок» (имеется в виду нарисованный на
  • предмете из картона);
  • — выбери заготовку из бумаги, на которой будет красиво смотреться цветок
  • подсолнуха;
  • — методы стимулирования творчества детей: положительная оценка, помощь,
  • подсказка косвенного характера, побуждение к «открытиям» и т. д.

Результатом этой работы стало стремление детей к творческой деятельности, к диалогу со сверстниками и взрослыми, выражение своего отношения к явлениям народной культуры, интерес, стремление вносить элементы красоты в окружающую среду и многое другое.

Итоговый этап показал значительные позитивные изменения в развитии представлений детей о Семикаракорском промысле, его произведения искусства, творческих проявлений в изображении элементов росписи по мотивам этого промысла, его образов.

Таким образом, можно отметить, возрождение народной культуры, в том числе и казачьей, её ценностей играет важнейшую роль в развитии идей культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Знакомство детей с произведениями декоративно-прикладного искусства вводит их в гармоничный мир народной культуры, даёт представление о жизни людей в прошлом, погружает в истоки современного декоративного искусства и дизайна.

Дети узнали особенности уникального искусства, его историю. Они с удовольствием занимались художественным творчеством по его мотивам:

— любовались красивыми изделиями на картинках, фотографиях и выставках;

— рисовали традиционные элементы и орнаменты, создавали красивые композиции.

Художественные произведения Семикаракорского фаянсового промысла доступны восприятию детей дошкольного возраста. Дети, знакомясь с ними, открывают для себя мир прекрасного, познают ценности донской отечественной истории и культуры, традиции народов своего края. Семикаракорский промысел, как часть художественной культуры, может выступать средой развития представлений о народной культуре и изобразительного творчества детей.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации