Ресурсы современного урока математики, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала обучающихся
Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Самостоятельная работа занимает одно из ведущих мест среди факторов, способствующих формированию творческой активности учащихся, она позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.
Все виды самостоятельных работ, применяемых в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам:
— по дидактической цели
— по характеру учебной деятельности
— по степени самостоятельности
— по элементу творчества и т.д.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на:
— обучающие
— тренировочные
— закрепляющие
— повторительные
— развивающие
— творческие
— контрольные.
Творческие самостоятельные работы вызывают у учащихся наибольший интерес. Здесь они открывают для себя новые стороны уже имеющихся знаний, учатся применять эти знания в неожиданных нестандартных ситуациях. Такой вид работ по математике служит формированию у учащихся интереса к предмету, воспитывает положительное отношение к предмету, развивает математическое мышление. Они предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности.
Вот те виды самостоятельных творческих работ, которые я использую на уроках:
— решение задач и доказательство теорем нестандартным способом
— решение задач несколькими способами
— составление задач и примеров
— решение задач на нахождение и составление закономерностей
— задачи практического характера: разрезать, начертить, зашифровать, заполнить таблицу
— математические сочинения (стихи, сказки)
— исследовательские работы
— конструирование и моделирование.
А использование презентаций существенно помогает их организовать.
Самостоятельно составить задачи я обычно предлагаю ученикам в конце изучения темы. И даю определенную целевую установку на их содержание: экологическое, нравственное, сказочное или фантастическое. На мой взгляд, это важно в связи с тем, что содержание имеющихся в учебнике задач не соответствует жизненным реалиям. Наиболее интересные задачи я помещаю на слайд, оживляя красками.