Урок - игра "Уроки Светофорчика" для 1 класса
- Сергеева Ю.Н.
- г.Новоуральск,
- Свердловская область,
- МАОУ «Школа-интернат №53»
- Урок – игра «Уроки Светофорчика» для 1 класса
- Цель: формирование навыков правильного осознанного безопасного поведения школьников на дороге.
- Задачи:
- — пополнить, упорядочить, закрепить знания школьников о правилах дорожного движения,
- — способствовать легкости и доступности овладения новыми знаниями по соблюдению Правил Дорожного Движения и применению их на практике,
- — побуждать использовать изученные Правила дорожного движения на практике.
- Предварительная работа:
- — знакомство детей с правилами дорожного движения,
- — знакомство детей со знаками дорожного движения,
- — рассматривание иллюстраций о правилах дорожного движения, марки автомобилей.
- — чтение художественной литературы.
- Материал: картинки дорожных знаков, картинки или модели машин, автомобиль;
- Костюмы (Винтик, Шпунтик, Инспектор ГИБДД, Буратино, Помеха, Светофор, жезл регулировщика; листы бумаги, фломастеры, цветные круги, изображающие цвета светофора, медали знатоков ПДД; музыкальное оформление
- Ход урока — игры
- Педагог: Проходите, не стесняйтесь,
- Места скорее занимайте.
- Мы приглашаем всех друзей!
- И неожиданных гостей!
- В нашем городе красивом,
- В нашем городе большом,
- Помнить правила движенья
- Все должны без исключенья!
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. И так в путь!
- 1 станция «Гараж»
- (ребят встречают Винтик и Шпунтик, дети подходят к гаражу, в котором имеются разные виды машин)
- Винтик: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, почему здесь много машин?
- (ответы ребят)
- Шпунтик: Скажите, пожалуйста, как машины связаны с правилами движения?
- (ответы ребят)
- Шпунтик: Молодцы, ребята! Машины ездят по проезжей части, для того, чтобы не случилось аварий. Машины ездят по дорогам нашей страны и от поведения водителей зависит жизнь пешеходов и автомобилистов.
- Винтик: Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?
- (ответы ребят)
- Винтик: К какому виду транспорта относятся эти машины? (наземный, подземный, водный, воздушный)
- (Шпунтик показывает картинки или модели машин)
- Винтик: Правильно, наземный вид транспорта. А еще, на какие виды можно разделить этот транспорт? (легковой, грузовой, специальный)
- (ответы ребят)
- (Шпунтик показывает картинки или модели машин)
- Шпунтик: На улицах нашего города встречаются машины специального назначения.
- Вот с крестом машина мчится, обгоняя всех в больницу? (Скорая помощь)
- (ответы ребят)
- Полыхает дом. Кошмар! Укротит она пожар. (Пожарная машина)
- (ответы ребят)
- Замигает синим глазом и в погоню рвётся сразу. (Полицейская машина)
- (ответы ребят)
- Чудо дворик перед нами. Загребущими руками за одну минуту сгрёб преогромнейший сугроб. (Снегоуборочная машина)
- (ответы ребят)
- Винтик: Молодцы, ребята! А вы знает, что некоторые из этих машин оборудованы специальными звуковыми сигналами – «сиренами»: на крышу кабины устанавливают мигающий фонарь – синий или красный маячок. Направляясь к месту назначения, водитель включает маячок и падаёт сигнал. Пешеходы, услышав сигнал, должны сразу освободить проезжую часть, а машины пропустить специального назначения машину. Такие автомобили могут ехать на любой сигнал светофора, т. к. они спешат на помощь к тем, кто попал в беду или заболел.
- Шпунтик: Ребята, а как вы думаете, если вы переходите дорогу на зелёный сигнал светофора, вы должны пропускать машины специальных служб? (да, должны)
- (ответы ребят)
- Шпунтик: Чтобы вам быстрее добраться до следующей станции, мы вам с Винтиком дадим машину.
- (Винтик и Шпунтик дарят ребятам машину, на которой они продолжают путь)
- 2 станция «Дорожные знаки»
- (ребята на машине подъезжают ко 2 станции, их встречает инспектор ГИБДД)
- Педагог: Ребята, посмотрите кто это? Здесь на посту в любое время дежурит ловкий постовой, он управляет сразу всеми, кто перед ним на мостовой.
- (ответы ребят)
- Инспектор ГИБДД: Здравствуйте, ребята! А я знаю, что вы не все разбираетесь в дорожной азбуке.
- (Инспектор показывает знаки, ребята должны объяснить значения знаков дорожного движения)
- «Поворот»
- На всех колёсах я качу
- Двумя педалями верчу.
- Держусь за руль, гляжу вперёд.
- И вижу скоро поворот!
- «Пешеходный переход»
- Полосатая лошадка через улицу ведёт.
- Здесь нам очень осторожно нужно сделать переход
- Не спеши, а первым делом вправо-влево погляди:
- Нет машин – шагаем смело! Есть машины – стой и жди
- «Въезд запрещён»
- Крупный знак, а в нём окошко
- Не спеши-ка сгоряча,
- А подумай-ка немножко:
- Что здесь свалка кирпича?
- «Место стоянки»
- Я знаток дорожных правил,
- Я машину здесь поставил.
- На стоянке у ограды.
- Отдыхать ей тоже надо!
- «Телефон»
- Если доктор нужен Вале,
- Или ждёт к обеду Галя,
- Иль связаться надо с другом –
- Телефон к твоим услугам.
- «Подземный пешеходный переход»
- Знает каждый пешеход про
- подземный переход.
- Город он не украшает, но машинам не мешает!
- «Железнодорожный переезд»
- Не один здесь знак, а много:
- Здесь железная дорога!
- Рельсы, шпалы и пути –
- С электричкой не шути!
- «Дети»
- Посреди дороги дети,
- Мы всегда за них в ответе
- Чтоб не плакали родители,
- Будьте бдительны, родители!
- «Движение пешеходов запрещено»
- В дождь и в ясную погоду
- Здесь не ходят пешеходы.
- Говорит им знак одно:
- «Вам ходить запрещено!»
- Инспектор ГИБДД: Молодцы, ребята, быстро справились с заданием.
- Скажите, чем отличаются знаки? (Цветом и формой)
- (ответы ребят)
- (Инспектор предлагает ребят поделиться на 4 человека и придумать свои знаки)
- Инспектор ГИБДД: Какие интересные знаки у вас получились. Ну, теперь вы настоящие знатоки дорожного движения и можете отправляться дальше в путешествие. Счастливого пути!
- (ребята продолжают свой путь и попадают на 3 станцию)
- 3 станция «Стоянка»
- (На третьей станции ребят встречает Помеха, предлагает поиграть в игры «Мы шофёры!» и «Это я, это я, это все мои друзья»)
- Игра «Мы шофёры»
- (дети должны показывать движения)
- Помеха: Едем, едем на машине (движение рулём)
- Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
- Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
- Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
- Дворники считают капли
- Вправо, влево чистота! (руки поднять вверх и наклонять вправо, влево)
- Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
- Мы – шофёры хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
- Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
- Помеха: Кто из вас идёт вперёд только там, где переход? (Это я, это я…)
- Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора? (Дети молчат)
- Кто из вас идёт домой, держит путь по мостовой? (Дети молчат)
- Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет? (Это я, это я…)
- У кого терпенья нет подождать зелёный свет? (Дети молчат)
- Кто на скользкую дорогу выбегает в непогоду? (Дети молчат)
- А кто слушает без спора указанья светофора? (Это я, это я…)
- (после проведения игр Помехапредлагает им проехать к следующей станции)
- 4 станция «Наш друг Светофор»
- Педагог: Кто следит, чтоб все в пути знали, как себя вести?
- Внимание, глядит в упор на вас трёхглазый светофор – зелёный, жёлтый, красный глаз. Он каждому даёт приказ.
- (появляется Светофор)
- Светофор: Я и вежливый, и строгий,
- Я известен на весь мир.
- Я на улице широкой
- Самый главный командир!
- А вот и мои помощники.
- (Выходят три старшеклассника с жезлом регулировщика в руках, на груди у каждого – цветной круг, изображающий цвет светофора)
- Светофор: А давайте-ка мои помощники, проверим, запомнили ли ребята, что нужно делать, когда на светофоре загорается красный, жёлтый или зелёный свет? Становитесь все в круг, ребята! Слушайте внимательно задание. Если загорится зелёный свет, вы все будете шагать друг за другом, если жёлтый, вы маршируете на месте, а если красный, вы замираете и не шевелитесь. Приготовились!
- (Светофор проводит вместе с помощниками игру)
- 5 станция «Угадай-ка, разгадай-ка»
- (На 5 станции ребят встречает Буратино, проводит с ребятами викторину, разгадывает кроссворд)
- Задания и вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие виды транспортных средств вы знаете?
- Для чего служат дорожные знаки?
- Зачем нужно знать и выполнять правила дорожного движения?
- Педагог: Вот и подошло наше путешествие к завершению. А я приготовила вам вот такие медали знатоков ПДД.
- Список используемой литературы:
- 1.Дорохов А. А. «Зелёный… Жёлтый… Красный!» — М.: Детская литература, 1984.
- 2. Петрова М. И. Будь внимателен на улицах города. – Т.: Начальная школа, 1968. — №8.