Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Конспект урока по русскому языку, 3 класс, по теме: «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением»

Першина Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 10, г. Краснокамск, Пермский край.

1. Класс: 3.

2. Предмет: русский язык, тема урока: «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением».

3. Этап обучения по данной теме: основной.

4. Цель: развитие умений устанавливать способ образования имён существительных, определять значение суффиксов, образовывать имена существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

5. Задачи урока: 1. Научиться искать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Научиться выделять уменьшительно-ласкательные суффиксы в слове.

3. Научиться образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Определить роль слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в речи.

6. Тип урока: открытие новых знаний.

7. Форма: игровая, метод урока: системно-деятельностный.

8. Оборудование: компьютер, проектор, экран; основные источники информации: дидактические материалы, презентация.

Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Самоопределение к деятельности.

2 мин.

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок. Он будет необычным, т.к. он короткий и у нас гости.

Сегодня мы попробуем стать секретными агентами и искать секретные документы. Но они находятся в комнате в сундучке под несколькими замками. И чтобы их добыть, нам надо получить ключи. Но прежде нам надо пройти вступительное испытание, чтобы нас приняли в ряды агентов. Какие качества нам пригодятся для этого?

— Внимательность, умение делать выводы, умозаключения и т.п.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

2. Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие.

5 мин.

— Начинаем первое испытание. Найдите на столах голубые карточки. Рассмотрите их. Какое испытание вы получили?

— Почему выбраны именно эти слова?

— Какие слова записали?

— С помощью каких суффиксов образовали новые слова?

— Чем похожи эти слова?

— Чем отличаются слова в каждой группе?

— Есть ли слова, которые не получилось образовать?

— Почему не смогли образовать слова?

— Как бы вы назвали суффиксы, с помощью которых образовали новые слова?

Индивидуальная работа.

(На карточках группы слов, часть из которых представлена схемами. Нужно дополнить схемы слов).

— Все это пригодится нам как агентам для работы.

1 ряд: голова – головка, головонька, головушка.

2 ряд: голос – голосок, голосочек, голосишко.

3 ряд: рука – ручка, ручонка, рученька.

Перечисляют суффиксы, они появляются на карточках на доске.

— Это имена существительные.

— Одно слово обозначает большой (обычный) предмет, а остальные – маленькие.

(Возможно, ученики не смогут образовать несколько слов, отсюда – проблемная ситуация).

— Не знаем некоторых суффиксов.

— Уменьшительно-ласкательные.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и постановка познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, подведение под понятие.

3. Постановка учебной задачи.

3 мин.

— Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

— Какова цель нашего урока?

— Молодцы! Вы получили первый ключик! (Ключик на доску).

— Так как мы – секретные агенты, нам нужно составить план нашей работы по поиску секретных документов. Каким он будет? Давайте дополним. (Глаголы выведены на слайде).

— Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

(Слайд).

— Научиться образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и использовать их в речи.

(Слайд).

1. Научиться искать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Научиться выделять уменьшительно-ласкательные суффиксы в слове.

3. Научиться образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Определить роль слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в речи.

Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов.

4. Открытие нового знания.

8 мин.

— Вы успешно прошли отбор в школу секретных агентов. Но работа не ждет, и для вас уже есть очередное спецзадание. Это письмо, которое нам оставили выпускники нашей школы агентов. Но они оставили его не просто так. Они хотят проверить, чему вы уже научились в нашей школе. Подчеркните слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и выделите эти суффиксы.

Проверка:

— Сколько слов нашли? Назовите их.

— Перечислите суффиксы, которые использовались в этих словах.

— Появились ли суффиксы, которые мы еще не встречали и которых нет на доске?

— Такое же ли у них значение, как и у остальных?

— Молодцы! Мы получили второй ключик! (На доску).

Задание выполняется в парах, проверка производится группой.

«Привет, ребятки! Хотим дать вам несколько советов. Всегда кладите в рюкзачок на задания книжечку и карандашик. Если отправляетесь на большое спецзадание в полюшко, берите с собой в дороженьку кружечку, ложечку, вилочку, тарелочку, одёжку. Помогайте друзьям и подружкам».

— 12 слов (Выделены в задании).

— Суффиксы -к-, -ечк-, -ик-, -юшк-, -еньк-, -очк-.

— Да. Суффиксы -ечк-, -ик-, -юшк-, -очк- (появляются на доске).

— Они имеют такое же значение (тоже уменьшительно-ласкательные).

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Познавательные УУД: анализ, поиск и выделение необходимой информации,

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

4 мин.

— Очередное испытание находится в тайной комнате, в которую пускают только прошедших проверку агентов. Вы готовы пройти эту проверку?

— Найдите на партах розовые карточки. С их помощью вы выполните это задание. Чтобы попасть в заветную комнату, нужно верно составить план, как туда попасть, изменив имена существительные и выделив в них уменьшительно-ласкательные суффиксы:

1. Подойти к двери.

2. Найти замок.

3. Подобрать ключ.

4. Открыть дверь и войти в комнату.

5. Открыть сундук и получить новую задачу.

— Вы получили последний ключик! Молодцы!

— Да.

Выполняется индивидуально, самопроверка по эталону на слайде.

1. Подойти к дверке.

2. Найти замочек.

3. Подобрать ключик.

4. Открыть дверцу (дверку) и войти в комнатку.

5. Открыть сундучок и получить новую задачку.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, анализ.

Регулятивные УУД: самоконтроль, коррекция.

6. Включение в систему знаний и повторение.

5 мин.

— С помощью трех ключиков мы можем открыть сейф, в котором секретные документы! (На слайде открывается сундучок и появляются «документы» — слова, из которых нужно составить вывод).

— Для чего нам нужны существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

На слайде появляется письмо-сверток.

— Вернемся к письму от выпускников школы секретных агентов. Оправдано ли здесь употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов?

— Где уместно использовать такие слова?

С помощью суффиксов … образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

— Чтобы назвать предметы ласково, или подчеркнуть, что они маленького размера.

— Нет, т.к. в письмах, планах и других документах такие слова не используются.

— В повседневной речи, в общении.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Познавательные УУД: структурирование знаний, осознанное построение высказывания в устной форме.

7. Рефлексия учебной деятельности.

3 мин.

Вернемся к цели, которую мы ставили перед собой на урок (на слайде).

(Рефлексивная мишень). На сколько удалось приблизиться к цели урока? Вспомните весь урок и оцените себя, выстрелив в мишень.

Учащиеся по рядам выходят к мишени и «выстреливают». Чем ближе к центру, тем выше самооценка деятельности.

Регулятивные УУД: оценка.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации