Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Сказка как средство формирования культуры общения у старших дошкольников

Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является формирование культуры общения. К средствам формирования культуры общения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу, а также сказку. Одновременно являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различия между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. Однако сказка это не только занимательно, это еще и очень серьезно. В древние времена сказка входила в магический обряд «посвящения во взрослые».

Но не следует думать, что чтением сказок можно сделать ребенка добрым и отзывчивым, тем не менее, каждая сказка рождает в его душе такие чувства, как участие, волнение, сопереживание. Дети сами нуждаются в доброте и ласке, но одновременно они способны щедро и бескорыстно отдавать свою доброту всему живому. Задача взрослых – помочь им сохранить это качество на всю жизнь. Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам жизнедеятельности.

Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают, кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его.

С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни и человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру.

Формы организации работы со сказкой при работе с детьми могут быть разнообразными:

  • Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;
  • Организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
  • Широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;
  • Включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;
  • Использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
  • Включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.

Каковы же методы работы со сказками в дошкольном учреждении? Начинает педагог всегда с чтения-рассказывания новой или уже известной детям сказке. Чтобы вызвать наибольший эмоциональный отклик на содержание сказки у маленького слушателя, педагог-рассказчик должен в совершенстве знать текст прочитываемого произведения. Напевность и выразительность чтения-рассказывания, способность «оторваться» от книжной страницы, встретиться глазами с ребенком, передать ему свое эмоциональное состояние – важные составляющие восприятия художественного произведения.

Используя сказку, как средство формирования культуры общения, педагог должен обратить внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей. Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

Список литературы: Алексеева М. М. развития речи и обучения родному языку дошкольник: учеб. Пособие для студентов сред. пед. заведений (М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1997)

Гуросович Л. М. Ребенок и книг ( Л. М. Гурович [и др.] – Спб.: Детство-Пресс, 2004.-128 с.)

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации