Непосредственная образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну «Математика»
Непосредственная образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну «Математика»
Цель: — выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Задачи:
1.Закрепить прямой и обратный счет в пределах десяти, называть предыдущие и последующие числа.
2.Закрепить умение правильно отвечать на вопросы сколько? На каком по счёту месте?
3.Закрепить название дней недели, части суток.
4.Закрепить цвета: розовый, коричневый, фиолетовый, оранжевый, голубой .
5.Закрепить название геометрических фигур; умение ориентироваться на листе бумаги.
6. Закрепить умение делить на равные части, называть целое, часть.
7. Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше.
8. Закрепить умение сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
9. Развивать логическое мышление, память, воображение.
10. Развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.
11.Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Поезд с вагонами; набор геометрических фигур (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат); рабочие листы бумаги на каждого ребёнка, коробки разного размера, звездочки, флажки.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. К нам на занятие пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Дидактическая игра «Определи свое место»
Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.
— Матвей, кто находится справа от тебя?
— Софья, а кто находится слева от тебя?
— Лера пусть встанет впереди Давлата,
— Сзади Полины Никита.
— Илья, кто стоит впереди тебя? А сзади?
— Молодцы.
Воспитатель: — Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?
Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие по стране «Математика». Вы хотите там побывать?
— Каждый путешественник должен знать, в какой день недели и какого числа он отправляется в путь.
Давайте сейчас с вами вспомним: какой сегодня день недели?
— А какой день недели будет завтра?
— Какой день был вчера?
— Сколько дней в неделе?
— Назовите все дни недели, начиная с понедельника.
— Какой день идет за пятницей?
— Какой третий день недели? Седьмой? Пятый?
— Какое сегодня число и месяц?
— Что сейчас утро или вечер?
— Что наступает после вечера?
— Какие ещё части суток вы знаете?
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили дату и время начала нашего путешествия: утро, …. мая, вторник.
— А теперь отгадайте, на чём мы отправимся путешествовать:
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались, в путь далёк,
Лишь оставили дымок. ( Поезд )
На мольберте выложен поезд с 5 разноцветными вагонами.
Воспитатель: — Сколько вагонов у поезда? Посчитайте. (5) Правильно.
— По скольку вагонов каждого цвета в числе 5? (по одному)
— Который по счёту стоит голубой вагон?
— Вагон какого цвета стоит четвёртым?
— Который по счёту вагон находится между розовым и фиолетовым?
— Который по счёту стоит оранжевый вагон, розовый?
— А теперь чтобы наш поезд отправился в путешествие, мы посчитаем до 10.
— Покажите мне свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Сжимают и разжимают пальцы рук
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5! Загибают пальцы правой руки
Начинаем счет опять: 5, 4, 3, 2, 1 — Загибают пальцы левой руки
Дружно мы в кругу стоим!
Ну-ка вместе, ну-ка дружно,
Посчитать все пальцы нужно:
(Прямой и обратный счёт до 10)
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Воспитатель: — Какое число называется предыдущим?
(то, которое стоит перед названным)
и какое последующим? (то, которое стоит после названного)
Я буду называть число, а вы будете называть предыдущие и последующие числа.
Воспитатель: Молодцы! Отправляемся в путешествие.
Ребята, как называются люди, которые ездят в вагонах? (Пассажиры.)
А теперь, пассажиры, занимайте свои места, и мы отправляемся в путешествие, в страну Математики.
(Дети становятся в колонну друг за другом)
Загудел паровоз и вагончики повёз: (Ходьба по кругу)
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу», далеко я укачу.
Вагончики цветные бегут, бегут, бегут, (Бег по кругу)
А круглые колесики «тук-тук, тук-тук, тук-тук».
Воспитатель: Вот мы и приехали на станцию «Геометрических фигур».
Посмотрим, какое математическое задание нам приготовили. Я предлагаю вам сесть за столы на свои рабочие места.
— У вас на столах лежат геометрические фигуры, назовите их. (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
— Чем отличается круг от квадрата?(у квадрата есть углы, а у круга нет углов).
— Что общего у круга и овала? (фигуры, у которых нет углов)
— Теперь, возьмите квадрат и положите его на рабочий лист в левый верхний угол.
В правый верхний угол положите овал.
В нижний левый угол – прямоугольник.
В нижний правый угол – треугольник.
В середине – круг.
(Для закрепления уточнить у 2 – 3 детей, где они расположили фигуры).
Воспитатель: У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2 равные части.
— Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края)
— Как можно назвать каждую из частей? (половинка)
— Что всегда меньше половинка или целое? (половинка)
— А теперь сложите ещё раз пополам?
— Как теперь называется полученная часть круга? (четвертинка).
— Что больше четвертинка или половинка? (половинка)
— Сколько нужно четвертинок, чтобы получить целое? (4)
— Что всегда больше четвертинка или целое? (целое)
Воспитатель: Теперь отправляемся дальше в путь, прокатимся на поезде.
«Вагончики весёлые бегут, бегут, бегут,
Их круглые колёсики всё тук, да тук, да тук»
Воспитатель: Внимание! Остановка: «Занимательная математика»!
(Дети становятся в круг).
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: А сейчас я буду называть слова, а вы будете называть противоположное слово.
(Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию).
Ты низкий, а папа (высокий)
Ветка тонкая, а дерево (толстое)
Река широкая, а ручей (узкий)
Стул большой, а стульчик (маленький)
Вата легкая, а камень (тяжелый)
Червячок короткий, а змея (длинная)
Снег холодный, а чай (горячий)
Снег белый, а лимон (желтый)
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Кто быстрее».
На столе стоят коробки разного размера: длинные и короткие, высокие низкие, широкие и узкие. Я буду вызывать по 2 человека, давать им по одной коробке. Дети покажут какой длины, ширины, высоты их коробки. Потом я дам команду: «Подберите коробки, равные вашей по длине (или по ширине, или по высоте)». Выиграет тот, кто быстрее подберёт коробки. Мы ему похлопаем.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться. Прошу занять места в вагонах.
Вагончики весёлые бегут, бегут, бегут,
Их круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.
Раз, два, три, вот и в группе снова мы!
Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в страну Математики.
Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей).
Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу.
Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет флажок.
Дети делают свой выбор.
Список использованной литературы:
1. Л.С. Метлина. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
2. Парамонова Л.Г. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет-М.,2007
3. Помораева И. А., Позина В. А. «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада». Издательство: Мозаика-Синтез, 2013 г
4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-
М., 1995
5. Сербина Е.В. Математика для малышей — М.,1992