Методическая разработка урока по теме "Сопряжения"
Тема урока: «Сопряжение».
Цель урока:
овладеть методикой построения сопряжений на чертежах,
найти области применения графических знаний в практике.
Задачи:
- познакомить с внешним, внутренним и смешанным сопряжениями, их применением;
- научить выполнять алгоритм построения сопряжений, соблюдая точность и усидчивость при выполнении графических заданий;
- формировать у учащихся основы графической грамотности и навыков графической деятельности, умение анализировать чертёж и выполнять необходимые геометрические построения;
- развивать пространственные представления учащихся, наблюдательность, глазомер, измерительные навыки и образное мышление.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения: фронтальный опрос, рассказ с демонстрацией, упражнения.
Опорные понятия: сопряжение; виды сопряжений (сопряжение прямых, сопряжение дуг окружностей, сопряжение прямой и дуги); сопряжение внутреннее, внешнее, смешанное; центр сопряжения; точки сопряжения; сопрягающая дуга; последовательность построения сопряжений.
Оборудование:
Мультимедийный компьютер для учителя
Мультимедийный проектор
Презентация
Чертёжные инструменты для учителя
Рабочая тетрадь, учебник, чертёжные инструменты
Карточки задания
Этапы занятия | Распределениевремени (мин.) |
1. Организационный момент | 2 |
2. Повторение пройденного материала (работа по тестам) | 5 |
3. Создание проблемной ситуации, постановка проблемы | 5 |
4. Сообщение темы, целей занятия, мотивации учебной деятельности учащихся | 3 |
5. Изучение нового материала и практическая часть Повторение техники безопасности при работе с чертежными инструментами | 55 |
7. Закрепление темы занятия (работа в рабочих тетрадях) | 15 |
8. Итог занятия | 3 |
9. Домашнее задание | 2 |
Ход занятия
1. Организационная часть.Проверка готовности, заполнениежурнала.Мы продолжаем сегодня тему «Геометрические построения».
Давайте вспомним и проверим себя, как вы усвоили предыдущий материал.
Откройте рабочие тетради на странице 8 и по вариантам: 1вариант – на 5 частей, 2 вариант – на 6 частей и 3й вариант –на 7частей.
2. Повторение пройденного материала. После того, как вы внимательно проверили свои работы, обменяйтесь работами с соседями. И теперь вы, внимательно должны проверить работу одногрупника и оценить её.
3. Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.Посмотрите на предметы.Как Вы считаете: если мы в жизни всегда использовали только переходыострые угловатые или резко пересекающиеся формы к чему это привело бы?(Учащимся предлагается ответить на этот вопрос)
Подумайте над тем, как следует изменить чертеж, с точки зрения безопасности в жизни (Учащимся предлагается ответить на этот вопрос). (слайд 2,3)
В ряде случаев плавные переходы не только обеспечивают удобство пользования деталью, и ее красоту, но также прочность и безопасность.
А решение данной проблемы и определило тему нашего урока «Сопряжение».
4. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся. Значение темы «Сопряжения», объясняется распространением скруглений в технических формах деталей машин и строительных конструкций.Попытайтесь определить цель урока.(ответы детей)
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «сопряжение», с видами сопряжений; научимся строить плавный переход между линиями и окружностями.(слайд 4)
Сопряжением называется плавный переход одной линии в другую.
(запишем определение в тетрадь)
Мотивация знаний. Познавательные сведения. Применение сопряженийнастолько разнообразно и многопланово, что перечислить все примеры их использования очень сложно.Рассмотрим лишь некоторые из них. (слайд 5)
Поворот скоростной автотрассы чаще всего имеет форму дуги. Одно направление скоростной трассы должно плавно переходить в другое. Величина радиуса поворота должна быть строго рассчитана с учетом веса и скорости автомашин. Ведь если автомобилист на скорости не «вписался» в поворот, его отбросит центробежная сила, и тогда произойдет катастрофа. Поэтому каждая категория трасс рассчитана на свою скорость и радиусы вставок-поворотов строго нормированы.
Однако сопряжения применяются не только в решении таких сложных проблем, они встречаются в нашей жизни повсеместно.
Чтобы создать рукоятки инструментов (отвертка, рубанок, топор и т.д.) конструктор, прежде всего думает о том, чтобы они были удобны для руки.
Посмотрите где ещё применяется сопряжение: в технике, в деталях архитектурных сооружений, музыкальных инструментов.
Назовите и вы предметы, которые также включают в себя плавные переходы линий? (Учащимся предлагается ответить на этот вопрос).
Например, острые выступы на мебели не просто не практичны и не функциональны, а подчас опасны. Поэтому чаще всего мебель изготавливают со скругленными формами. (слайд 6)
5. Изучение нового материала и практическая часть. Повторение техники безопасности при работе с чертежными инструментами
Плавный переход может быть разным: скругление углов, сопряжение двух окружностей, сопряжение окружности и прямой. (слайд 7-9)
Сегодня мы рассмотрим скругления углов. Теперь попробуем вместе с вами определить порядок построения сопряжения.
Что нужно для построения сопряжения?
- Знать радиус сопряжения (Rc)
- Найти центр сопряжения (Ос)
- Найти точки сопряженияПопробуем научиться сопрягать элементы деталей. Начнем с самого простого построения — скругления углов. Основа всех таких построений — определение точек сопряжения (точек касания линий), центра сопряжения и радиуса сопряжения. (слайд 10)Объяснение и демонстрация выполнения сопряжения на доске, а ученики работают на листках с печатной основой.Для скругления острого, тупогоипрямого угловприменяютобщийспособпостроения. — От каждой стороны угла /сопрягаемые прямые/ (возьмемскруглениепрямогоугла)проводимпараллельныепрямые нарасстоянии, равномрадиусусопряжения. -Радиус сопряжения обычно известен и указан на чертеже. — В точке пересечения этих прямых находится точка О — центр сопряжения.- Найдемточкисопряжения. Для этого проведем перпендикуляры из центра сопряжения к заданным прямым. Полученные точки являются точками сопряжений.- Из найденного центра раствором циркуля, равным радиусу сопряжения, проведем дугу окружности, /сопрягающая дуга/ являющейся плавным переходом от одной стороны угла к его другой стороне.
Мы с вами вместе составили алгоритм построения сопряжения.
Выполняем сопряжение острого и тупого угла.
Теперь рассмотрим другие случаи сопряжения (выполнение сопряжения окружностей: внутреннее, внешнее, смешанное, используя таблицу) (слайд5)
- Первое сопряжение, с которым мы с вами знакомились – это:«Сопряжение двух прямых (угла) дугой заданного радиуса»Даны две прямые, которые составляют прямой, острый и тупой углы, наша задача построить сопряжение: (ответ учащихся)
1.Находим центр сопряжения, для этого из любых двух точек прямой откладываем расстояние равное радиусу сопряжения. Полученные точки соединяем, получили точку пересечения – это и есть центр сопряжения — точка Ос.
2.
3.Находим точки сопряжения, для этого из центра сопряжения опускаем перпендикуляры к заданным прямым и на прямых получили точки пересечения – это и есть точки сопряжения.
4.Проводим дугу из центра сопряжения, радиусом равным радиусу сопряжения, соединяя точки сопряжения.Получили
сопряжениедвух прямых дугой заданного радиуса.
- Следующее сопряжение, с которым мы с вами знакомились – это:«Сопряжение прямой и окружности дугой заданного радиуса»Даны прямая и окружность, наша задача построить сопряжение заданным радиусом.
1.Находим центр сопряжения, для этого из любых двух точек прямойоткладываем расстояние равное радиусу сопряжения. Полученные точки соединяем, получили прямую, параллельную данной.
2.Ставим ножку циркуля в центр окружности и проводим дугу радиусомравнымрадиус окружности + радиус сопряжения. Получили точку пересечения – это и есть центр сопряжения точка Ос.
3.Находим точки сопряжения, для этого из центра сопряжения опускаем перпендикуляр к заданной прямой. И на прямой получили точку пересечения – это и есть 1 точка сопряжения. 2 точка сопряжения лежит на дуге окружности, полученная при пересечении дуги окружности с прямой, соединяющей
центр окружности с центром сопряжения.
4.Проводим дугу из центра сопряжения, радиусом равным радиусу сопряжения, соединяя точки сопряжения.Получили:
сопряжениепрямой и окружности дугой заданного радиуса.
- Следующее сопряжение, которое мы научились строить – это:«Сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса» (внешнее)Даны две окружности, наша задача построить внешнее сопряжение заданным радиусом.
- Находим центр сопряжения, для этого ставим ножку циркуля в центры окружностей и проводим дугу радиусомравнымрадиус окружности + радиус сопряжения. Получили точку пересечения – это и есть центр сопряжения точка Ос.
- Находим точки сопряжения, для этого соединяем центр сопряжения с центрами окружностей и на дугах окружностей получаем точки пересечения – это и есть точки сопряжения.3. Проводим дугу из центра сопряжения, радиусом равным радиусу сопряжения, соединяя точки сопряжения.Получили: внешнее сопряжениедвух окружностей дугой заданного радиуса.Последнее сопряжение, которое нам знакомо – это:«Сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса»(внутреннее)Даны двеокружности, наша задача построить внутреннее сопряжение окружностей заданным радиусом.
- Находим центр сопряжения, для этого ставим ножку циркуля в центры окружностей и проводим дугу радиусомравнымрадиус сопряжения — радиус окружности. Получили точку пересечения – это и есть центр сопряжения точка Ос.
- Находим точки сопряжения, для этого соединяем центр сопряжения с центрами окружностей и на дальних дугах окружностей получаем точки пересечения – это и есть точки сопряжения.3. Проводим дугу из центра сопряжения, радиусом равным радиусу сопряжения, соединяя точки сопряжения. Получили: внутреннее сопряжениедвух окружностей дугой заданного радиуса.Закрепление материала.Откройте рабочие тетради на странице 10 и выполните сопряжения прямой и окружности внешнее. (15мин.)V.Подведение итога урока
- Давайте ещё раз повторим, что такое сопряжение; что нужно для построения сопряжения и какие типы сопряжения мы с вами знаем? Ребята, вспомните, пожалуйста, на первом уроке, мы с вами говорили, что сопряжения в технических деталях, предметах быта, изделиях применяют с целью:
- увеличения прочности;
- удобного и безопасного обращения в работе;
- уменьшения коррозийности деталей;
- учёта эстетических требований.Спасибо, молодцы. Я считаю, что мы с вами с поставленной задачей урока успешно справились. На следующем уроке мы сможем закрепить полученные знания, выполнив графическую работу.VIДомашнее задание
- принести формат А 3 Выполнить задание № 7стр10-11. в рабочей тетради.Спасибо, за урок. Урок окончен.