Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Конспект НОД "Семейные традиции на Руси"

Сценарий образовательной ситуации

в области «Познавательное развитие» развитие

представлений ребёнка о человеке в истории и культуре

для детей старшего дошкольного возраста

(разработанная в технологии «Игра»)

Тема:«Семейные традиции на Руси»

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Образовательные задачи:

1.Знакомить с родной культурой, ее историей, обычаями. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, обрядах. Закреплять знания старинных русских имен.

2. Развивать тактильное восприятие, ловкость, координацию в системе «глаз –рука».

3. Воспитывать уважение, интерес обычаям старины, русскому фольклору, чувствоэмпатии.

Развивающая среда: Презентация к занятию с аудиозаписями, атрибуты русской избы, кукла, уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, кусочек хлеба и соли, шнурок из ниток.

Словарная работа: оберег, тезка, колыбелька

Звучит русская народная музыка. В зал входят дети.

В: Ай, люли, люли

Гости в горницу пришли,

Ах, в избе я живу.

Всех в гости зову!

Проходите, гости дорогие!

(дети проходят в зал)

Хорошему гостю – хозяин рад, как говорили на Руси: «Много гостей – много новостей».

Посмотрите, сколько интересных вещей. Куда вы попали?

Д: Мы в русской избе.

В: А почему вы так решили?

Д: Здесь стоит самовар, печка, деревянная посуда.

— Дети, посмотрите кто у нас плачет? Это кукла – малыш, он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

(ребенок доставший куклу качает)

— С давних времен, когда рождается ребенок, родители придумывают ему имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только оно будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете старинные имена? (Иван, Егор, Потап, Гордей…)

(Дети выбирают имя предположительно назовут Егором)

— Дети, а вы знаете, что пока ребеночек маленький его будут называть ласково. Как вы думаете, его будут называть?

Д: Егорушкой, а когда вырастет, Егором.

В: Мы растем и имя наше растет. А как вас будут называть, когда вы вырастите?

(Ответы детей)

Молодцы, познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей, кто знает?

Д: Тезки.

В: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это?

(Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки)

Кто знает зачем нашему Егорушке эти предметы? Хотите узнать?

Д: Раньше на Руси, давным — давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти предметы брасали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами положем их нашему Егорушке. Когда клали уголек, приговаривали привыкай к домашнему теплу.

(Ребенок кладет зернышко)

В: Будь всегда сыт.

(Ребенок кладет денежку)

В: Клали да приговаривали «Будь всегда богат»

(Купаем куклу и приговариваем)

Тили – тили –тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки полное ведерко.

Мыли – мыли – мыли

Бело на бело от мыли

Лишь головка одна вся черным – черна!

Полотенце вышито и бело

Вытирай – ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастит у нас крепыш.

Вот мы помыли и вытерли ребеночка, а что делают с ребеночком после купания?

Д: Одевают

В: Раньше ребеночка, именно, в первый день после купания одевали в отцову рубаху. Как вы думаете почему?

Д: Что бы он был похож на родителей.

В: Одевали да приговаривали, расти большой, будь похож на родителей, трудись как они, отдыхай, как им отдыхается.

— Одели мы Егорушку, а что дальше делали?

Д: Спать укладывали.

В: А куда?

Д: В колыбельку.

В: Ребята, посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что же это?

Д: Хлеб и соль.

В: Руси хлебом – солью встречали дорогих, долгожданных гостей. Вот и родители клали хлеб с солью, да приговаривали: «Наконец – то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

(Кладут куклу – малыша в колыбельку)

— Что делали родители дальше как вы думаете?

Д: Пели песенку, под которую ребенок засыпает.

В: Дети, а давайте и мы споем колыбельную для нашего Егорушки?

Д: Давайте.

В: Баю – баюшки – баю,

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

Спи, сыночек, — говорит, —

Баю – баю – баю – бай

Спи, Егорка, засыпай!»

— Вот и уснул наш Егорушка. А пока он спит, давайте, тоже, отдохнем и поиграем в старинную русскую игру «Ворон».

(физ. минутка)

Ой, ребята, та – ра – ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ног вперед).

В позолоченных серьгах (показывают серьги).

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (имитация игры на трубе).

Труба точеная позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши).

Когда ребеночек спал в свой первый день рождения, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Д: …

В: Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Я хочу тоже сделать подарок Егорушки – не простой, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Д: Это предмет, который защищал и оберегал людей от бед.

В: Название полностью соответствует сути и призванию любого оберега — защитить, уберечь человека от любых невзгод. Иначе говоря, оберег должен охранять хозяина от болезней, неудач. Они прекрасно защитят человека от многих недуг. Считается, что самые сильные обереги те, которые сделаны своими руками. Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила.
1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.
2. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.
3. Самые сильные обереги — те, которые изготовлены, сделаны для родных людей.

4. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете.
Вот этот куклу оберег мы делали с ребятами, а вам я предлагаю сделать вот такой оберег – браслет, который будем делать из ниток красного цвета, завязывая их узелками. Узелков должно быть семь, потому что это число у людей на Руси считалось магическим и обозначало много отсюда и пословицы.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

За семью печатями.

Чеснок и лук от семи недуг.

Красный цвет на Руси был цветом здоровья. Я буду делать для Егорушки, а вы подумайте и решите для кого будете вы делать оберег.

(воспитатель опрашивает детей кому они будут делать обереги)

Красной нитью обматываем валик, делаем узелок, приговариваем – на счастье, завязываем еще один узелок приговариваем – на удачу, завязываем третий узелок, что еще можно пожелать?

Д: Здоровья (везенья, доброты)

В: Какие замечательные обереги у вас получились, мой оберег тоже готов, я надену его на ручку нашему Егорке, а каждый из вас пусть пожелает ему, что – нибудь.

Д: Никогда не болеть.

Расти крепким, сильным да удалым.

Будь добр и пусть встречаются тебе добрые люди.

Спасибо вам, дорогие гости, за пожелания, да за слова добрые.

— Дети вам понравился день рождения Егорушки? Чем именно?

Д: …

В: До свидания приходите через год на день рождения обещаю будет интересно.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации