Использование ИКТ на уроках математики
Савченко Н.Н., учитель математики
«Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в это же время усердно не учатся сами»
Али Апшерони
Использование ИКТ на уроках математики.
Мы живем в век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
В этой статье я познакомлю вас со своим опытом применения ИКТ на уроках математики.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью ИКТ, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний, средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, как в мире знаний, так и в становлении у ученика целостного качества быть Личностью.
При обучении математике я использую следующие формы организации деятельности с использованием средств ИКТ:
индивидуальная работа с обучающей системой;
создание и использование на уроке презентаций;
автоматические системы тестирования;
проектный метод работы;
игровые формы, конкурсы, викторины, участие в дистанционных конкурсах;
создание с помощью Microsoft Office и использование средств организации деятельности;
Использование таких дисков как «Алгебра 7-11» КУДИЦ, «Математика 5-11» Дрофа ДОС, Открытая математика «Функции и графики» ООО «Физикон» позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, изменяет роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя. Эти программные продукты меня устраивают тем, что их информационное наполнение соответствует обязательному минимуму содержания образования для основной и старшей школы, их можно использовать фактически на любом этапе урока.
К сожалению или к счастью, пока нет универсального электронного учебного пособия, которое полностью удовлетворяло бы запросы учителя. В каждом ЭУП есть свои плюсы и минусы. Поэтому полезно на практике использовать прием сводной таблицы (в тематическом плане по математике в каждом классе сделать дополнительную графу, в которой отметить какие программные средства можно использовать при изучении конкретной темы.).
Любой учитель, при достаточной мотивации и личной заинтересованности, с минимальными базовыми умениями начинающего пользователя может попробовать свои силы в использовании ИКТ на уроках.
- 1.Использование прикладных программ из пакета Microsoft Office.
- Текстовый редактор Word. Набрать задания и вывести их на экран с помощью проектора.
Табличный процессор Excel. Данная программа дает неограниченные возможности для математиков: создание тренировочных заданий для устного счета, диаграмм, графиков, таблиц различного свойства.
Программные средства создания презентаций Power Point.
Презентация – это, на сегодняшний день, самое наглядное и убедительное средство представления информации.
Презентации можно использовать практически на каждом уроке, например: для устного счета, для мотивации к изучению нового понятия, тест для фронтальной работы, проверки домашнего задания, в качестве открытого конспекта урока - Программные средства создания буклетов, бланков и т.п. Publisher. Эта программа дает дополнительные возможности в оформлении полученных результатов проектной и исследовательской деятельности.
- 2. Специализированные программы.
Одной из таких программ является ADVANCED GRAPHER. Эта программа давно известна учителям математики и приобрела заслуженный авторитет. Использовать ее можно практически на всех уроках при изучении графиков функций. Особенно эффективно применение программы при изучении следующих разделов математики:
- взаимное расположение графиков линейных функций (7 класс);
- графический способ решения системы линейных уравнений (7 класс);
- графический способ решения уравнений (8 класс);
- построение графика квадратичной функции (9 класс);
- графический способ решения систем уравнений (9 класс);
- нахождение касательной к графику функции (10 класс);
- исследование функции при помощи производной и построение графика функции (10 класс);
- нахождение площади фигуры (11 класс);
- итоговое повторение.
- 3.Использование информационных ресурсов Интернет.
Ресурсы Интернет – это и источник учебной информации, и тренажер, и средство диагностики и контроля, и материалы для подготовки к ЕГЭ. Решая компьютерные тесты, учащийся получает объективную оценку своих знаний и уменийи рекомендации по ликвидациипробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих учащихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.
Не следует забывать, что применение ИКТ имеетнедостатки и проблемы.
— у учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
-недостаточная компьютерная грамотность учителя.
— в рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
— при недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
— существует вероятность того, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.