Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Конспект образовательной деятельности «Кукла – Куватка»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Школа дизайна «Точка» Группы детского сада г. Перми

Конспект

Образовательной деятельности

На тему: «Кукла – Куватка»

Образовательная область « Художественное творчество»

Старший дошкольный возраст

Составила: воспитатель Юревич

Татьяна Валерьевна

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Обучающие:

Расширять знания детей о народной тряпичной кукле.

Формировать творческие способности в создании кукол.

Закреплять умение складывать ткань и скручивать её, соблюдая плотность скручивания.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде, маме, родителях.

Расширять словарный запас (оберег, куваканье, безликая, люлька, колыбелька, зыбка).

Словообразование новых слов от предложенного слова.

Развивающие:

Развивать у детей творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении поделок.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность.

Формировать любовь к Родине, к традициям русского народа

Предварительная работа:

Образовательная Деятельность на тему: «История создания куклы».

Создание в группе выставки на тему: « Кукольная страна».

Рассматривание иллюстраций и альбомов с народными тряпичными куклами.

Чтение русских народных сказок «Василиса Премудрая», просмотр мультфильмов .

Разучивание с детьми русских народных песенок, потешек, колыбельных, игры «У Маланьи у старушки».

Заучивание пословиц о труде и дружбе, матери и ребёнке, родителях.

Оборудование: Кукла в народном костюме, сундучок с тряпичной куклой, клубки ниток, кусочки ткани прямоугольной формы 15*10 см. и 10*7 см по количеству детей, ножницы по количеству детей. Выставка тряпичных кукол на тему: «Кукольная страна», люлька с куколкой, иллюстрации со старинными люльками и колыбельками, аудиозапись колыбельных песенок для детей, плача ребёнка. Атрибуты для игры

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель собирает всех детей около себя на ковре. Обращает внимание на гостей предлагает поздороваться(если дети этого ещё не сделали) Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? А что нам помогает сделать игру интересной?

( Игрушки) У вас у всех есть игрушки, расскажите какие они? (ответы детей).

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель идёт посмотреть, кто пришёл. Вносит куклу в русском народном костюме.

Воспитатель ведёт разговор с детьми от имени куклы:

— Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Правильно, меня зовут Алёнушка.

Мне рассказали, что у вас в группе есть выставка кукол. Мне очень захотелось на неё взглянуть.

Воспитатель:

Конечно, Алёнушка, проходи и посмотри. Ребята, давайте покажем нашей гостье выставку кукол.

Ребята, кто из вас может рассказать о нашей выставке?

Какие куклы здесь представлены?

(Ответы детей: тряпичные куклы (их названия)

Дополнения воспитателя:

Посмотрите на этих кукол. Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани. При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Каждая кукла имеет своё значение.

Также есть куклы из соломы,

Куклы из ниток,

Куклы из бересты

Рассказ детей.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе с гостьей в интересную игру.

Дидактическая игра: « Из чего, какая?» (игрушка, кукла)

Из глины? (глиняная )

Из соломы? (соломенная)

Из дерева? (деревянная)

Из ваты? (ватная)

Из пластмассы? (пластмассовая)

Из стекла? (стеклянная)

Из тряпочки? (тряпичная) и т.д.

Алёнушка:

Какие молодцы! А хотите ещё больше узнать о тряпичных куклах и научиться их делать?

(Ответы детей)

Воспитатель:

А теперь все вместе отправимся в нашу мастерскую. (Дети садятся за столы, сдвинутые буквой П. для удобного подхода воспитателя к каждому ребёнку)

Алёнушка:

Много дел было у хозяйки по дому. И избу убрать, и печь растопить, и кашу сварить, и детей с мужем накормить, и одежду сшить, и за домашними животными ухаживать, и в огороде работать и ещё много, много разных дел.

— Ребята, а вы умеете трудиться? (Ответы детей).

Воспитатель:

О труде, о маме, о детях и дружбе народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.

Пословицы и поговорки

Предполагаемые ответы детей:

«Без труда не выловишь рыбку из пруда»

«Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах»,

«Кто не работает, тот не ест»

« За всякое дело берись смело»

«Дело мастера боится» «Голова – всему начало»

«Каков мастер, такова и работа»

«Детство – время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое»

«К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь»

«При солнышке тепло, а при матери добро»

«Всякой матери своё дитя мило»

«Птицы сильны крыльями, а люди — дружбой»

Ребята, посмотрите, Алёнушка пришла не с пустыми руками, она принесла нам свой чудесный сундучок.

Алёнушка! Что же в этот раз ты принесла для нас?

Алёнушка:

А может, вы сами, догадаетесь?

(предполагаемые ответы детей)

Алёнушка:

-Правильно, ребята, конечно новую тряпичную куклу, посмотрите на неё. (показывает тряпичную куклу). Она называется Куватка. Она вам знакома?

(ответы детей)

Воспитатель:

Мы уже делали с детьми Куватку, но немного не такую. (Показывает куклу Куватку, изготовленную на прошлом занятии) Ребята, что в нашей куколке было сделано, по-другому? (голова)

-Вы, знаете, что сейчас куклы — это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности наши предки к куклам относились вполне серьезно. Куклы были оберегами т. е., оберегали человека от болезней и нечистой силы, беды, приносила счастье, оберегала дом.

Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям. Самые сильные обереги те, которые изготовлены вашими родственниками мамой, папой, бабушкой, братом или сестрой.

Тряпочные куклы были в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их насчитывалось очень много.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Почему?

(Предполагаемые ответы детей) в такую куклу не могли вселиться злые духи.

Воспитатель:

Правильно, мы с вами уже знаем, что в старину люди верили в нечистую силу: леших, Бабу Ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они и делали разные предметы и верили, что они будут их оберегами. Такую куклу без лика или без лица ещё можно назвать безликая.

— Давайте все вместе произнесём это слово (дети произносят слово «безликая»).

А значит, такая кукла была безвредной для ребёнка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.

Кукол, которые жили в доме, не разбрасывали где попало, а аккуратно хранили в сундуках и корзинах, и передавали их по наследству (мама – дочке, бабушка внучке и т. д.)

Вернёмся к нашей куколке, почему её так назвали — Куватка.

Алёнушка:

Ее название имитировало плач ребёнка — «куваканье». Куватки вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от всякого зла.

Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Обычно бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и весёлые, они заменяли погремушки.

Воспитатель:

Как много интересного мы узнали. А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в шуточную русскую народную игру «У Маланьи у старушки».

Русская народная игра «У Маланьи у старушки».

(Дети встают в круг.)

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом. Показать избушку)

Семь сыновей ( показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами ( растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (Показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (Очертить пальцами длинные гусарские усы)

Вот с такой головой (Очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (Показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (Одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели (Держа руки у глаз похлопать ресницами)

И все делали вот так (Ребенок показывает любое движение).

Раздаётся плач младенца. (аудиозапись)

Воспитатель:

-Кто — то плачет. Подойдём поближе и посмотрим. ( Дети подходят к ширме, за которой находится люлька с запелёнатой куклой) Это в люльке проснулась кукла Маша.

А как ещё можно называть люльку? (колыбелька, зыбка).

А как мама успокаивает проснувшегося малыша? (пела колыбельную)

А вы знаете колыбельные песенки? Ответы детей

Может и мы тихонько все вместе споём Маше колыбельную песенку, чтобы она не плакала и уснула. Дети поют колыбельную песню, качая люльку с куклой.

Колыбельная «Котя, котенька, коток» или про волчка

Котя, котенька, коток, Уж как я тебе, коту,

Котя — серенький хвосток, За работу заплачу —

Приди, котя, ночевать, Дам кусок пирога

Нашу деточку качать. И кувшин молока.

«Про волчка»

Баю – баюшки – баю, Он ухватит за бочок

Не ложися на краю – И потащит во лесок,

Придёт серенький волчок, Под ракитовый кусток.

Он укусит за бочок. К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.

Воспитатель:

Вот, кажется, заснула Машенька. А пока она спит, мы с вами сделаем для неё куваток, чтобы ей было чем играть. Ведь мы уже знаем, что именно этих куколок весила мама над колыбелькой своего ребёнка вместо погремушек

Алёнушка:

И я помогу вам.

Воспитатель:

Посмотрите, что лежит на ваших столах и назовите предметы необходимые для нашей поделки.

Ответы детей: — 2 лоскутка ткани (один большего, а другой меньшего размера), 4 ниточки разной длины, ножницы

Кто помнит, с чего начинаем изготавливать Куватку? Ответы детей

Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы

Иногда, обращаясь к Алёнушке, и, спрашивая, правильно ли делают дети.

Дети приступают к изготовлению куклы – оберега. Воспитатель напоминает правила обращения с ножницами, следит за осанкой детей, за ходом выполнения работ,

помогает детям по мере необходимости.

Мы берём большой лоскут и делаем скрутку

Затем поворачиваем нашу скрутку, как будто выжимаем бельё и делаем петельку – это будет голова.

Сейчас берём одну из длинных ниточек и заматываем, чтобы получилась шейка. И завязываем 2 или 3 узелка

А теперь делаем из маленького лоскутка скрутку для ручек. Перевязываем с одного и другого края этой скрутки, обозначая ладошки куколки короткими ниточками.

Вставляем ручки в серединку между двумя юбочками под шейкой, соединяем эти юбочки, чтобы ручки были одинаковые надо глазками посмотреть и если надо, то подравнять.

И завершая работу надо длинной ниточкой перевязать поясок у Куватки.

Пока дети изготавливают своих кукол, звучит мелодия колыбельных песенок.

Воспитатель:

Вы все хорошо потрудились, молодцы! Каких кукол мы сегодня делали? (Куваток). Совершенно верно! Вот, и готовы наши Куватки для Машеньки. Давайте покажем друг другу своих куколок. Посмотрите, какие они все разные получились, нет ни одной одинаковой. Это потому, что каждый из вас сделал её сам, своими руками и второй такой быть не может. Но чтобы кукла служила оберегом, ее нужно наделить магической силой. Нам осталось только развесить их на красную верёвочку. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты.

Дети развешивают своих куколок-куваток на нить и показывают гостям, а затем вешают на ширму, за которой спит кукла в люльке.

Вопитатель:

Когда Машенька проснётся, она не будет плакать, а будет рассматривать их и играть ими.

Алёнушка:

Ребята, думаю, что сегодня вам было интересно, и вы узнали много нового для себя.

До встречи, до свидания.

Дети прощаются с Алёнушкой.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации