Урок по физике с применением приемов развития кртитического мышления
Использование приемов развития критического мышления на уроках физики
1. | ФИО | Ржевина Наталья Васильевна |
2. | Место работы | МБОУ «Лицей 159» |
3. | Должность | Учитель |
4. | Предмет | Физика |
5. | Класс | 8 |
6. | Тема и номер урока в теме | Проводники и диэлектрики. |
7. | Базовый учебник | Учебник «Физика -8», авторы Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.- 2013 год издания |
8.Цель урока:
Формирование представления о проводниках и диэлектриках; ознакомление учащихся со строением проводников и диэлектриков и их поведением в электростатическом поле; демонстрация тесной связи теории с практикой.
9.Задачи:
Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности, обеспечение условий для воспитания положительного интереса к физике;
10.Тип урока:
изучение нового материала
11.Формы работы учащихся:
индивидуальная, групповая, фронтальная.
12.Необходимое техническое оборудование:
Мультимедийное оборудование
13.Личностныерезультаты:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
развитие внимательности собранности и аккуратности;
объяснять явления, процессы, происходящие в диэлектриках и проводниках;
умение делать умозаключения;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
При организации учебного процесса учитывается уровень обучающихся, задания имеют практическую направленность и ориентированы на решение проблем, обучающиеся привлекаются к процессу принятия решений, используется обсуждение для создания поддерживающей образовательной среды, обеспечивается обратная связь с учителем. Все это способствует формированию ценностно – смысловой, общекультурной, учебно – познавательной, информационной, коммуникативной компетенций.
Используемые организационные формы деятельности учащихся:
работа в группе, в ходе которой учащиеся получают новые знания;
индивидуальная работа, когда ученик выполняет общие для всего класса задания без контакта с другими учениками, каждый школьник работает в индивидуальном темпе;
фронтальная работа, когда педагог управляет учебной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей.
Учитель на уроке выступает в роли собеседника, главного консультанта помогающего направить сознание в верное русло, тем самым, проявляя эмоциональную поддержку. Он должен видеть, слышать и понимать каждого ученика, проявлять личную заинтересованность в успешных результатах работы.
ХОД УРОКА
При входе в класс учащиеся получают карточки с цифрами.
1. Организационная часть.
Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.
2. Проверка ранее изученного материала
Методический прием «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Так в теме ученики работали со следующими суждениями:
— при соприкосновении тел вещества электризуются;
— в природе существуют три рода заряда;
— единица электрического заряда Кулон;
— если стеклянную палочку потереть о бумагу или о шел, то она зарядится положительно;
— одинаково заряженные тела притягиваются;
— прибор для определения наэлектризовано тело или нет, называется электроскоп;
— электрон имеет наименьший электрический заряд;
— электрический заряд можно делить до бесконечности;
— атом состоит из ядра и вращающихся вокруг него электронов;
— основная масса атома сосредоточена в электронах;
— тело можно зарядить, не притрагиваясь к нему другим заряженным телом;
3. Деление на группы
Вы получили при входе в класс жетончики с цифрами. Давайте разделимся по группам.
Группа 1
Отрицательные числа
Группа 2
Числа заканчивающиеся нулем
Группа 3
Числа кратные пяти и не заканчивающиеся нулем
Группа 4
Нечетные числа и не заканчивающиеся 5
Группа 5
Числа кратные 3 и 7
4. Правила работы в группах
— Не покидать группу
— Говорить тихо и спокойно
— Соблюдать очередность
Каждый член группы имеет право:
— Делиться своими идеями и мнениями
— Задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах)
— Направлять групповую работу («Мы должны были…», «Достаточно ли у нас времени, чтобы идти этим путем?..», «А что если попробовать это?..»)
— Поощрять участие других членов группы («А что вы думаете…?»)
— Обращаться за разъяснениями («Я не уверен, что…»)
— Выражать поддержку и одобрение
— Предлагать объяснение или разъяснение
— Перефразировать («Верно ли я понял, что …?»)
— Воодушевлять группу («Это не беда …»)
— Подытоживать вслух
— Уточнять («Согласен! А точнее будет сказать…»)
— Просить развить идею («А как это связано с …»)
— Поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо …»)
— Проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились …»)
— Планировать вслух («Я мог бы это изложить так…»)
— Сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»)
— Объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою»)
— Спрашивать о суждениях («Почему можно считать, что это верно?»)
— Продолжать мысль («Верно, и тут есть еще один момент…»)
— Задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если …?»)
— Предлагать несколько альтернатив («Есть еще варианты решения …»)
При работе в группе необходимо помнить:
— Время на выдвижение идей ограничено
— Все без исключения идеи – и серьезные, и шутливые – принимаются и фиксируются
— Члены группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее
— Пока один говорит – остальные слушают
— Обсуждаются идеи, а не те, кто их выдвигал
— Каждая из обсуждаемых идей как приемлемая, неприемлемая, требующая дальнейшей доработки
— Формулируется решение поставленной проблемы
4.Работа в группах.
Учебный материал учащиеся берут из учебника.
Шаг 1
Вы должны определить жанр вашего текста и то, что обязательно должно в него войти. Жанры могут быть, например, такими:
Письмо другу.
Эссе.
Рассказ родителям.
Заметка в детский журнал.
Тезисы к ученической конференции и др.
Шаг 2 Работа экспертной группы:
— прочесть свой отрывок текста,
-выделить в нем самое главное
— придумать три вопроса, которые будут заданы ребятам в «родной» группе
(сначала индивидуально читают текст и выписывают самые главные сведения, затем – в групповом обсуждении — формулируют три вопроса)
Внимание!!! после работы в экспертных группах пользоваться текстом будет нельзя – только записями.
При составлении конспекта и вопросов группам воспользуйтесь типологией вопросов Бенджамина Блума:
простые (фактические) вопросы (Что…? Кто…? Когда…?);
уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?);
интерпретационные (объясняющие вопросы) (Почему…?, В чем причина…?).
оценочные (В чем отличие…? В чем сильные и слабые стороны…?)
творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если… ?)
практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни …?).
Шаг 3 Возвращение.
Возвращаемся в свои рабочие группы.
Вам необходимо создать небольшой текст в том жанре, который ваша группа выбрала до работы в экспертных группах.
Шаг 4. Свой текст.
В написании участвуют все.
Шаг 5. Презентация.
Докладчики от каждой группы представляют свои тексты аудитории, в идеале – сопровождая его наглядными материалами.
Другие ученики задают вопросы. Вопросы должны носить только уточняющий характер и начинаться со слов: «Правильно я понял, что…?».
От каждой группы – не менее чем по одному вопросу к каждому выступлению.
5.Рефлексия по методу отчет — размышление «Я узнал новое...»
учащиеся пишут на стикерах, что нового узнали и что не понятно было..
Д/З заполнить таблицу
Проводники в электрическом поле | Диэлектрики в электрическом поле |
Наличие свободных частиц | |
Поведение в электрическом поле | |
Наличие электрического поля внутри | |
Распределение заряда внутри |