Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Детское творчество, его влияния на психическое развитие ребенка, формирование креативных способностей является в настоящее время достаточно актуальной темой.

Очень часто отечественные ученые, говоря о готовности детей к школе, указывают именно на креативность, на развитие творческого воображения, на развитие эмоционально-личностных качеств будущих школьников. Поэтому одной из задач образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Изобразительная деятельность — важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества — обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Работая над проблемой развития детского творчества в художественных видах деятельности, мы ставили задачу, ориентированную на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, умения самовыражаться, что является немаловажным фактором готовности детей к школьному обучению. Активная работа в течение учебного года позволила нам не раз убедиться, что развитие творческих способностей осуществляется лишь в условиях соответствующего, специально организованного обучения, в процессе которого идет постоянное нарастание умений и знаний в области реалистического изображения.

Приобщая детей к миру прекрасного, развивая активный интерес к изобразительной искусству, к музыке, мы старались помочь им в поиске пути через красоту к доброму и духовному. Воспитывая эмоциональное и осознанное отношение к искусству, умение увидеть, услышать, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, переданные в произведении искусства, мы побуждали детей к новым открытиям, к усвоению социального опыта. Начиная данную работу, мы предполагали, что результатами должны стать:

— активность и самостоятельность детей при решении творческих задач;

— умения находить новые способы для художественного изображения;

— умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Творческий процесс предполагает наличие следующих слагаемых:

— развитое художественно-эстетическое воспитание,

— способность представлять будущий образ,

— освоение технических и изобразительных навыков;

— опыт общения с миром искусства,

— создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами при помощи разнообразных изобразительных технологий.

Исходя из этих положений, нами были поставлены следующие задачи:

-развивать художественное восприятие жизни;

— уточнять представления об окружающем мире;

— создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами при помощи разнообразных изобразительных технологий.

-развивать творческие способности в процессе изображения предметов. Явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.

В изобразительной деятельности:

— помочь освоить традиционную и нетрадиционную техники изображения разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами.

— знакомит с произведениями мастеров живописи и графики, скульптуры.

-научить различать жанры искусства.

— знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их и пользоваться ими;

— развивать художественно-эстетический вкус.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.

Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.

При личностно ориентированном взаимодействии взрослого и ребенка несложно достичь творческого отношения к явлениям искусства. Для организации работы важно создать условия, в которых немаловажное значение будет играть специальное оборудование. Потребность в самовыражении посредством художественно-творческой деятельности – это развитие универсальной способности воображения.

Организуя работу в творческой мастерской, воспитатель получает возможность руководить творческим развитием детей.

Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, мы старались применять новые педагогические технологии. Все формы организации изобразительной деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий. Работа в данном направлении мы в первую очередь реализовали, просветительскую работу с родителями, создали соответствующую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями метода проектов.

В работе по изобразительной деятельности с детьми придерживались следующих условий:

• организация предметно-развивающей среды;

• создание ситуации успеха;

• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

• выстраивание на занятии игрового сюжета;

• создание ситуации творческого поиска;

• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;

• применение разнообразных художественных материалов и техник;

• наличие творческих заданий;

• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;

• интеграция различных видов искусства;

• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

Средства, которые мы выбрали для реализации наших задач, носили самый разнообразный характер. Это были традиционные фронтальные занятия с использованием нетрадиционных новейших технологий в изобразительной деятельности, кружковая работа, самостоятельная продуктивная деятельность детей, нетрадиционные музыкальные занятия и музыкальные гостиные, интегрированные занятия, работа в театральной мастерской, праздники, развлечения, вечера досуга и т.д.

Методика работы строилась таким образом, чтобы средствами искусства нацеливать детей на поисковую деятельность, так как именно в ней формируются и проявляются креативные способности. Процесс поиска, детское экспериментирование, изобретательность, игра с изобразительными материалами позволили обогатить чувственное познание мира, активизировать чувственное восприятие детей.

В разнообразной художественной деятельности мы создавали ситуации, в которых детям приходилось производить как можно больше проб, направленных на решение нового, необычного, тем самым формируя любознательность, активное отношение к окружающему, обогащая детский опыт.

Понимая, что у дошкольников в силу неразвитости мелкой моторики пальцев рук, изобразительные навыки очень скудны, мы предлагали детям системы творческих игр-занятий, игр-фантазий, которые позволили быстро, легко, а главное в увлекательной для детей форме развить «легкость», «память», «точность», «смелость» руки, одновременно развивая речь, чувства, умение размышлять.

Использование разнообразных изобразительных новейших технологий позволили нам сориентировать детей на положительную результативность их деятельности, рисунки, поделки всегда получались, и образы всегда были разнообразны.

Синтез видов искусств: музыкального и изобразительного, позволяли детям сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений искусства. Характер музыки побуждал детей искать возможности самостоятельно, через пластику, интонацию, танец, передавать это эмоциональное состояние, а затем отображать в своей художественно-практической деятельности — в рисовании, лепке, художественном труде. Все это позволило подвести детей к целостному осмыслению, восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.

Таким образом, наша работа позволила нам сделать следующий вывод: развитие творческих способностей в процессе художественной деятельности формируют такие важные личностные качества, как самостоятельность, инициативность, творческую активность. Все эти качества, по нашему мнению, очень важны для успешного обучения детей в школе. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.

Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.

.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации