Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Методическая разработка урока "Имя числительное как часть речи"

Русский язык 6 класс

Тема: Имя числительное как часть речи

Тип: изучение нового материала

Вид: урок с элементами беседы

Цель: ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение,

морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении)

Задачи:

Образовательная: сформировать понятие об имени числительном; способствовать осмыслению семантики данной части речи; развивать умение «видеть» числительные разных разрядов в тексте;

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, умениеопределять и сопоставлять отличительные признаки разрядов числительных, обогащать словарный запас учащихся, развивать устную речь.

Воспитательная: прививать любовь к языку, умение работать сообща

Оборудование: презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер, экран

Ход урока

I Организационный момент2 минуты

ΙΙ Сообщение темы, цели и задач урока4 минут

— Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы, какой, вы скажете мне позже сами.

— Спишите предложения и скажите, что между ними общего. (Слайд 2)

Хвастуну цена- три копейки.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

— Назовите знакомые части речи, надпишите их.

— Какие слова вы не назвали? Что они обозначают?

— Как назвать такую часть речи? (числительное)

— Это и есть тема нашего урока. (Слайд 1)

III Новый материал 20 минут

1.- Как вы думаете, ребята, зачем нам нужны числительные? (Слайд 3)

Сообщение делает подготовленный ученик

Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное- уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

— Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду.

— Сколько вам лет?

— В каком классе вы учитесь?

— Сколько девочек в вашем классе, а мальчиков?

— Сколько уроков у вас сегодня?

— А на каких уроках вы встречаетесь с числительными?

2. Работа с предложениями (пословицами)

— Обратимся к числительным из предложений. На какой вопрос они отвечают?

Выпишите их в столбик. Что они обозначают?

-Образуйте и запишите во второй столбик слова, отвечающие на вопрос который? А что они обозначают?

Сколько? Который?

тритретий

семьседьмой

одинпервый

стосотый

3. Работа по учебнику

Выполняется задание по учебнику на стр. 143-144

Знакомство с правилом на стр. 144

— Как называются числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают число или количество?

— Как называются числительные, которые отвечают на вопрос который? какой? И обозначают порядок предметов при счете?

4. Работа с ребусами (Слайд 4)

— Посмотрите на экран и решите ребусы.

— Сколько числительных на экране?

— В какой столбик вы их запишите? Почему?

— Образуйте от них порядковые числительные.

5. Работа по учебнику

— Сравните второй пример каждого столбика. Определите, как изменяется числительное?

— Ребята, скажите, сколько Н пишется в числительном одиннадцать? А кто знает почему?

6. История происхождения числительных от 11 до 19 (Слайд 5)

Сообщение делает подготовленный ученик

В древнерусском языке для обозначения количества от 11 до 19 употребляли сочетания: слово-название числа + предлог на + десяте (сверх десяти). Постепенно составные элементы этих числительных сблизились, вторая часть потеряла признаки старой формы и превратилась в ДЦАТЬ. Слово стало единым целым. Этим и объясняется соседство двух букв Н: одна — конечный согласный основы числительного ОДИН, вторая — первая буква предлога НА.

— К какой группе числительных принадлежит одиннадцать? Аргументируйте свой ответ.

7. Определение синтаксической роли числительного (Слайд 6)

— Запишите предложения. Определим синтаксическую роль числительных.

Шесть на восемь- сорок восемь.

Сложите девять и пять.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Прочитайте в учебнике на стр. 144, какими еще членами предложения может бытьчислительное?

8. Формулирование правила

— Ребята, давайте попытаемся сформулировать правило. Что же такое числительное?

— Прочитайте правило в учебнике на стр. 145

— Как вы думаете, ребята, слова пятерка, двойной, утроить тоже являются числительными?

— Это слова других частей речи: пятерка- существительное, двойной- прилагательное, утроить- глагол.

— Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.

IV Закрепление 15 минут

1. «Третий лишний» (Слайд 7)

— В каждой строчке есть одно лишнее слово, которое не является числительным, выпишите его, определите, к какой части речи оно относится.

Проверка (Слайд 8)

2. Запись предложений под диктовку. Объяснить синтаксическую роль числительных в предложении. Определить разряд числительных.

1) Три и два-пять. 2) В окне на девятом этаже погас свет. 3) Мы живем в одной квартире. (С.Михалков.) 4) И живут у нас в квартире два ужа и два ежа. (С.Михалков.) 5) В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. 6) В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. (М. Деменюк.)

3. Записать названия произведений, в заглавиях которых есть числительные.

V Итог урока2 минуты

— Что такое числительное?

— Все ли слова со значением счета являются числительными?

— Какиеразряды имени числительного вы узнали?

— Какова синтаксическая рольимени числительного?

Домашнее задание:2 минуты (Слайд 11)

Параграф 59, подготовить рассказ об имени числительном, упражнение 345 с.145

Использованные источники: (Слайд12)

1.Уроки русского языка в 6 классе, Г.А.Богданова, Москва, 2002г.

2.Универсальные поурочные разработки по русскому языку, О.В.Беляева, О.А.Даценко, Москва, 2009г.

3.Учебник, Русский язык 6 класс, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Москва, 2010г.

4.«Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык», Москва, 1999г.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации