Методическая разработка урока "Имя числительное как часть речи"
Русский язык 6 класс
Тема: Имя числительное как часть речи
Тип: изучение нового материала
Вид: урок с элементами беседы
Цель: ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении)
Задачи:
Образовательная: сформировать понятие об имени числительном; способствовать осмыслению семантики данной части речи; развивать умение «видеть» числительные разных разрядов в тексте;
Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, умениеопределять и сопоставлять отличительные признаки разрядов числительных, обогащать словарный запас учащихся, развивать устную речь.
Воспитательная: прививать любовь к языку, умение работать сообща
Оборудование: презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер, экран
Ход урока
I Организационный момент2 минуты
ΙΙ Сообщение темы, цели и задач урока4 минут
— Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы, какой, вы скажете мне позже сами.
— Спишите предложения и скажите, что между ними общего. (Слайд 2)
Хвастуну цена- три копейки.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
— Назовите знакомые части речи, надпишите их.
— Какие слова вы не назвали? Что они обозначают?
— Как назвать такую часть речи? (числительное)
— Это и есть тема нашего урока. (Слайд 1)
III Новый материал 20 минут
1.- Как вы думаете, ребята, зачем нам нужны числительные? (Слайд 3)
Сообщение делает подготовленный ученик
Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное- уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!
— Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду.
— Сколько вам лет?
— В каком классе вы учитесь?
— Сколько девочек в вашем классе, а мальчиков?
— Сколько уроков у вас сегодня?
— А на каких уроках вы встречаетесь с числительными?
2. Работа с предложениями (пословицами)
— Обратимся к числительным из предложений. На какой вопрос они отвечают?
Выпишите их в столбик. Что они обозначают?
-Образуйте и запишите во второй столбик слова, отвечающие на вопрос который? А что они обозначают?
Сколько? Который?
тритретий
семьседьмой
одинпервый
стосотый
3. Работа по учебнику
Выполняется задание по учебнику на стр. 143-144
Знакомство с правилом на стр. 144
— Как называются числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают число или количество?
— Как называются числительные, которые отвечают на вопрос который? какой? И обозначают порядок предметов при счете?
4. Работа с ребусами (Слайд 4)
— Посмотрите на экран и решите ребусы.
— Сколько числительных на экране?
— В какой столбик вы их запишите? Почему?
— Образуйте от них порядковые числительные.
5. Работа по учебнику
— Сравните второй пример каждого столбика. Определите, как изменяется числительное?
— Ребята, скажите, сколько Н пишется в числительном одиннадцать? А кто знает почему?
6. История происхождения числительных от 11 до 19 (Слайд 5)
Сообщение делает подготовленный ученик
В древнерусском языке для обозначения количества от 11 до 19 употребляли сочетания: слово-название числа + предлог на + десяте (сверх десяти). Постепенно составные элементы этих числительных сблизились, вторая часть потеряла признаки старой формы и превратилась в ДЦАТЬ. Слово стало единым целым. Этим и объясняется соседство двух букв Н: одна — конечный согласный основы числительного ОДИН, вторая — первая буква предлога НА.
— К какой группе числительных принадлежит одиннадцать? Аргументируйте свой ответ.
7. Определение синтаксической роли числительного (Слайд 6)
— Запишите предложения. Определим синтаксическую роль числительных.
Шесть на восемь- сорок восемь.
Сложите девять и пять.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
— Прочитайте в учебнике на стр. 144, какими еще членами предложения может бытьчислительное?
8. Формулирование правила
— Ребята, давайте попытаемся сформулировать правило. Что же такое числительное?
— Прочитайте правило в учебнике на стр. 145
— Как вы думаете, ребята, слова пятерка, двойной, утроить тоже являются числительными?
— Это слова других частей речи: пятерка- существительное, двойной- прилагательное, утроить- глагол.
— Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.
IV Закрепление 15 минут
1. «Третий лишний» (Слайд 7)
— В каждой строчке есть одно лишнее слово, которое не является числительным, выпишите его, определите, к какой части речи оно относится.
Проверка (Слайд 8)
2. Запись предложений под диктовку. Объяснить синтаксическую роль числительных в предложении. Определить разряд числительных.
1) Три и два-пять. 2) В окне на девятом этаже погас свет. 3) Мы живем в одной квартире. (С.Михалков.) 4) И живут у нас в квартире два ужа и два ежа. (С.Михалков.) 5) В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. 6) В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. (М. Деменюк.)
3. Записать названия произведений, в заглавиях которых есть числительные.
V Итог урока2 минуты
— Что такое числительное?
— Все ли слова со значением счета являются числительными?
— Какиеразряды имени числительного вы узнали?
— Какова синтаксическая рольимени числительного?
Домашнее задание:2 минуты (Слайд 11)
Параграф 59, подготовить рассказ об имени числительном, упражнение 345 с.145
Использованные источники: (Слайд12)
1.Уроки русского языка в 6 классе, Г.А.Богданова, Москва, 2002г.
2.Универсальные поурочные разработки по русскому языку, О.В.Беляева, О.А.Даценко, Москва, 2009г.
3.Учебник, Русский язык 6 класс, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Москва, 2010г.
4.«Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык», Москва, 1999г.