Активизация словаря младшего школьника. (Из опыта работы)
О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».
Развивать речь детей — значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку, по данным МР. Львова, до IV класса половина новых слов входит в словарь младших школьников через эти уроки. «Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», — писал известный ученый-методист А.В. Текучев.
Этапы словарной работы можно представить так: 1) семантизация слова; 2) актуализация слова; 3) использование слова в речи.
Активизация словаря — одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя — помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.
В.А. Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова», правильно понимать его значение, а для этого нужны знания приемов толкования.
М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значения слова: наглядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования.
Объяснение слова — это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Эта тема не случайно выбрана как образец работы по обогащению речи младших школьников. Известно, что для учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться к хорошему, доброму, они хотят выразить познанное в словах. Этому, однако, подчас препятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, как доброта, чуткий, отзывчивость, преданный и т.д. Анализ учебников русского языка для начальной школы показал, что лексика в них разнообразна по тематике: в книгах много текстов о Родине, труде, дружбе. Между тем нет таких слов, как гостеприимство, верность, милосердие, тактичный и т.д. А ведь работа с данной лексикой необходима и возможна практически на любом уроке грамматики и правописания, и учебник открывает для этого большие возможности.
В школе, как правило, педагог не использует возможности урока в нравственном просвещении учащихся, да и материал учебников построен таким образом, что решает в основном познавательные задачи.
С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов.
1.Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
а)контекста;
б)подбора синонима или антонима;
в)оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
г)описательного оборота.
Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией).
Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями).
Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.
4.Работа над семантическими связями слова.
Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами.
В работе над избранной тематической группой возможны два пути, ведущие к обогащению словаря младших школьников необходимой лексикой:
во-первых, введение слов указанной тематической группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с отобранной лексикой в процессе урока.
Приведем примеры некоторых заданий.
1.В каждой строчке найди однокоренные слова.
добрый, чуткий, доброта;
нежный, ласковый, нежность;
отзывчивый, душевный, сердечный;
равнодушие, равнодушный, безразличный
Выпиши однокоренные слова, выдели корень. С любым из этих слов устно составь предложение.
2.Подбери однокоренные слова к словамуважение, вера, отзывчивый.
В толковом словарике найди значения этих слов и запомни.
За что можно уважать человека?
Каждый ли человек достоин уважения?
3.Определи, какой частью речи является каждое слово.
Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушный, уважение, тревожиться, добрый, честный, правда, сердечный, жестокий, гуманный.
Напиши слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назови положительные качества человека. Как понимать значение слов равнодушный и добродушный!
4.К слову добро подбери антоним. Назови и выпиши слева — добро, справа — зло.
1.Помочь старому1. Отказать в по-
человеку.мощи старому человеку.
2.Прийти на по-2. Отказать в по-
мощь слабому.мощи слабому.
3.3.
4.
4.
5.Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы.
Добрый человек — злой; честный поступок ...; гуманное отношение — ...; тактичный ученик...,•свирепый взгляд — ....
Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.
Что общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу?
Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, общительный, обязательный, тактичный.
6.Словарный диктант.
Запиши в первый столбик слова, указывающие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова — какими не должны быть люди.
Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, сострадательными, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими.
С любым словом устно составь предложение.
7.Сравни значения слова верный в предложениях.
Верный товарищ никогда не оставит в веде. У Маши верный ответ.
Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надежный, преданный, точный, правильный.
8.С какими из приведенных ниже существительных можно сочетать слова жестокий и жесткий?
Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука, поступок, сроки.
9.Спиши, вставляя пропущенные имена прилагательные.
Моя мама.
Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг, бабочек много-много…. И слышу, как ко мне прикасается рука матери. Я узнаю ее
рукумама берет меня, прижимает к
себе, несет куда-то, а я плыву, плыву. И мне так радостно, так приятно. Хочется, чтобы эта минута длилась бесконечно.
Слова для справок: тёплая, материнская, нежная, заботливая, ласковая.
К слову дружественный подбери антонимы. Объясни, как от слова друг могло образоватьсясловодружественный,аотвраг — враждебный; доброжелательный?
Напиши слова с противоположным значением и объясни их.
жестокий —… ;
ласковый —… ,"
равнодушный —… ;
внимательный —… ;
вежливый —… ;
Послушайте рассказ.
Милосердие.
Что не увидишь в школьных коридорах?
Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут еще девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!»
Вот сжался в угол черноволосый первоклассник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: «Косой чучмек! Чурка! Косой!»
Что вы, ребята, подумали о девочках на лестнице? О трех первоклассниках? Какие они люди? А как бы вы поступили на их месте? Какое чувство вы испытываете по отношению к больной девочке? К печальному первокласснику? Какое желание по отношению к обиженным ребятам у вас возникло? Не появилось ли у вас желание помочь им, оградить их от беды?
Это значит, что вы способны проявить милосердие, качество человека, который, жалея обиженных судьбой людей, приходит к ним на помощь сочувствием или делом, не ожидая в ответ никакой благодарности.
Запишите в словарик.
Милосердный — проявляющий милосердие, готовность помочь, простить кому-нибудь из сострадания; человеколюбие.
12.Выпиши слова, которые характеризуют человеческие отношения. Как ты понимаешь их значение?
1. Доктор Пастер с мучительной тревогой взглянул в глаза
Профессор Вюльпиануже неоднократно рассказывал своим студентам об опытах Постера и с неизменной доброжелательностью относился к ним, веря в большое будущее пастеровских открытий.
Мадам IIостер, самый близкий его друг и самый верный его помощник, только она одна, быть может, знала, какой ценой достается ему эта победа.
К слову тревога подбери синонимы.
Отчего у человека возникает тревога? Что он чувствует, когда его охватывает тревога, волнение, беспокойство? Составь рассказ на тему «Тревога», используя одно-два слова из данного ряда.
. Назови синонимы слова верный. Устно составь текст из 4-5 предложений
на тему «О моем друге (подруге)».
Песня о дружбе Кто в дружбу верит горячо.
К то рядом чувствует плечо.
Тот никогда не упадёт, В любой беде не пропадёт.
И если и споткнётся вдруг.
То встать ему поможет друг.
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
С. Михалков
Напиши по памяти первую часть стихотворения.
2.Просклоняй существительные друг, доброта. Кого можно назвать другом? Составь предложение, в котором слово друг является подлежащим. Определи падеж.
Прочитай.
Доброта с годами не стареет. Доброта от холода согреет. Если доброта как солнце светит. Радуются взрослые и дети.
Как понимаешь значение слова доброта? Определи падеж существительного доброта.
3… Вспомни примеры из жизни по смыслу одной из пословиц.
Друг познается в беде.
Материнская ласка конца не знает.
Других не суди, на себя погляди.
. Подчеркни слова, которыеотносятся к тематической группе «Человеческие отношения». Объясни их значение.
. Составь текст из 4—5 предложений о том, как ты заботишься о членахсвоей семьи. Озаглавь его и напиши. К существительному забота подбери синонимы.(При затруднении используй «Школьный словарь синонимов»).
. Спиши словосочетания.вставляя пропущенные окончания. Укажи род.
Госте приимн… хозяйка, равнодушн… отношение, приветлив… человек, внимательн… девочка, отзывчив… сердце, отзывчив… подруга.
С любым словосочетанием составь предложение.
. Какие книги ты любишь?
Почему? Что тебя в них привлекает? Какие книги о хороших людях ты читал? Составь и запиши текст-рассуждение на тему «Почему мне нравятся книги о хороших людях?»
. Спиши, вставляя словосочетание добрые люди. Определи падежи.
Везде нужны (кто?)…. Свет не без (без кого?)…. Пожелать здоровья (кому?)…. Ищу (кого?)…. Свет держится (кем?)…. Приятно говорить о (о ком?)....
9… Составь текст, заголовком которого будет пословица «Обдумай то. о чёмговоришь, даже когда шутишь».
Понимание слова зависит от многих причин, и прежде всего — от степени «нужности» этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: чтобы понять прочитанное, узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи. Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме. Занимательный материал дает возможность ученику без особого напряжения усвоить новые для него факты языка. Игры могут служить и средством повторения изученного.
1.Игра «Кто больше напишет слов?»
Ведущий называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберет синонимов, тот и выиграл.
Например:
верный — преданный, постоянный, неизменный, надёжный, проверенный (в значении не подведет), испытанный;
милосердие — сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность, мягкосердечие.
2.Игра «Наоборотки».
Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон. У кого больше жетонов, тот — победитель.
3.Диктант-игра «Запоминайка».
Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием не.
Учитель предлагает задание: образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не. Объясните значение слов с не. Придумайте предложение с любой парой слов.
Образец:
чуткий — нечуткий, внимательный — невнимательный
Гостеприимный, приветливый, дружелюбный, друг.
4.Игра «Букву заменишь — смысл слова изменишь».
Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению.
С е можно быстро обойти всё кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым. (Обежать — обижать.)
С е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу. (Примерять — примирять.)
С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а — нежным и добрым. (Полоскать — поласкать.)
С е нужно старость уважать, а с и можнопростоотдохнуть.(Поседелпосидел.)
5.Игра «Как назвать одним словом?».Заботливое отношение к кому-нибудь
(внимание); всё положительное, хорошее; отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям (доброта); оскорбление, униженное достоинство (унижение); совокупность моральных качеств и принципов человека, которые достойны уважения (честь) и т.д.
Кто первым назовет слово, тот получает жетон. После окончания игры подсчитывают жетоны. У кого больше, тот и победитель.
6.Игра «Магнит».
На магнитной доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей — небо с черными тучами, та же полянка, но идет дождь.
Левая часть магнита «притягивает» добрые слова, правая — слова с противоположным значением.
Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами.
добрый — злой
деликатный — грубый
дружба — вражда
жестокий — добрый, гуманный
отзывчивый — равнодушный
нежно — грубо
Таким образом, предлагаемая система работы создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обусловливает усвоение понятий, активизирует словарь младших школьников.