Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

«Дидактическая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста» (Из опыта работы)

«Дидактическая игра как средство воспитания

детей дошкольного возраста»

(Из опыта работы)

Мир современного дошкольника намного сложнее и шире, чем установки педагога. Исследования педагогов – психологов показывают, что встреча взрослого и детей только тогда будет плодотворной, если взрослый будет ориентироваться на реального ребенка и его внутренний мир.

В настоящее время наблюдается следующая тенденция: многие дети не рассказывают о своих неудачах никому, т.е. не имеют референтных лиц, помогающих снять напряжение. И лишь единицы готовы делиться своими проблемами с воспитателем в детском саду. Зачастую дети оставляют воспитателя вне этого круга, т.е. личность воспитателя не включена в сферу значимых отношений дошкольника. Хотя, казалось бы, педагог проводит с детьми достаточно времени и должен быть не только учителем, но и другом, а в каких-то ситуациях, может быть, заменить маму.

Воспитатель, к сожалению, часто не воспринимается ребенком как лицо, приобщенное к детскому сообществу (т.е. как человек «играющий»), как эмоционально заинтересованный интерпретатор событий окружающей жизни, с которыми ребенок постоянно сталкивается и которые его интересуют. На мой взгляд, важно, чтобы ребенок считал воспитателя человеком, к которому можно обратиться со своими проблемами. И именно в игре дети раскрепощаются, чаще обращают на взрослого своё внимание, как на сверстника, равноправного партнера. Поэтому в процессе своей работы, я стараюсь разнообразить игровую деятельность детей, быть настоящим участником игры, умею не только выигрывать, но и проигрывать. Игра является и средством обучения, усвоения детьми «науки до науки». Именно в игре дети легче воспринимают недоступные для их понимания факты и явления. Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на развитие любознательности, познавательных процессов и способностей дошкольника.

Играя вместе с детьми, стараюсь сохранять у детей соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, побуждаю к переживанию радости от участия в игре и формирую чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении его жизни. Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. Еще одна особенность игровой деятельности — ее самостоятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Иногда образ так захватывает ребенка, что он даже не отзывается на привычное обращение к нему: «Я не Максим, я водитель». Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет разговор с воображаемым персонажем игры, говорит за врача и за больного.

Дидактические игры мы использовали как в часы занятий, также вне их. Наблюдения за самостоятельными играми детей предоставили мне возможность выявить их знания, уровень развития, особенности поведения. Это подсказывало мне, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает. В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания.

Игра является средством воспитания, только тогда, когда она включается в целостный педагогический процесс. Воспитательное значение дидактической игры и в том, что она способствует развитию у детей активности, самостоятельности и веры в собственные силы. Игра-это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к труду, их взаимоотношений. Знания об окружающей жизни даю детям в такой последовательности: сначала знакомлю детей с содержанием трудовой деятельности определенного вида (строителей, хлеборобов, овощеводов, продавцов и т.д.), далее — с машинами, облегчающими труд, с этапами производства при создании различных предметов, продуктов (строительство жилых домов мостов, выращивание овощей и т.д.). После чего раскрываю перед дошкольниками значение различных видов труда, что способствует воспитанию трудолюбия. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. В процессе работы я использовала такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зернышка до булочки», «Кто построил этот дом?», «Откуда стол пришел?» и др., которые содержат такие дидактические задачи, при решении которых дети должны показать конкретные знания о труде хлеборобов, строителей, плотников.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов: мыслительных способностей, произвольное внимание. Сами того не замечая, дети учатся думать, вспоминать, сравнивать, обобщать. Активность детского мышления в дальнейшем становится главной предпосылкой осознанного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установлению разумных отношений в коллективе.

Успешнее проводить свою работу мне помогают знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные — настойчивость, целеустремленность, честность и др., а также отрицательные — эгоизм, упрямство, лидерство. Труднее всего удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети чаще всего любят оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с задачей. Застенчивость, неуверенность в своих силах преодолеваются в игре. Играя вместе с детьми, незаметно даю им более легкие вопросы и задания. Удачные выполнения тех или иных задач, следующие друг за другом в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах, тем самым преодолевают их застенчивость. Соблюдение правил в ходе дидактической игры вызывает необходимость проявления усилий. Стараюсь ставить детей в такие условия, при которых они получают удовлетворение, радость от выполнения правил. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым, справедливым; не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими, не мешай товарищам, если они заняты игрой; помни, что к материалам для игр нужно бережно относиться, т.к. потеря карточек, фишек приводит к тому, что потом уже нельзя будет играть; окончив игру, сложи все в коробочку и убери на место. Эти и другие правила не заучиваю с детьми специально, но проявляю заботу о создании условий для их усвоения. Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо реализовать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией. Дидактическая игра способствует формированию умения планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации, развитию навыков сотрудничества, ряда личностных качеств: терпения, настойчивости, целеустремленности. Я считаю, что при целесообразном педагогическом руководстве дидактическая игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания, упрочнению интересов, развитию речи, также усвоению норм поведения, правил взаимоотношений. Я надеюсь, что мой опыт работы поможет коллегам организовывать жизнь детей в игре, формировать не только игровые отношения, но и реальные, закрепить полезные привычки в норме поведения детей в разных условиях и вне игры.

Литература:

1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» — Москва: «Просвещение», 1991г.

2. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду» Н — Москва: «Просвещение», 1982 г.

3. В.Я Воронова «Творческие игры старших дошкольников» Пособие для воспитателя детского сада — Москва: «Просвещение», 1981г.

4. А. В. Запорожец «игра и развитие ребенка/психология и педагогика игры дошкольника/ Москва: «Просвещение» 1991г.

5. И. Михайленко, Н. Короткова «К портрету современного дошкольника», Журнал «Дошкольное воспитание» №1/ 1993 г.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации