Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе

«Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе»

( из опыта работы учителя )

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «малой родиной». Изучая историю своего села, района я также решила рассказать о родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, моим ученикам.

Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом — детский сад – двор – школа — границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов, ему нужно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство гордости и любви к своей малой родине.

Социальная среда населения нашего села достаточно разнообразна. Ее представляют служащие, рабочие, студенты. Большинство учащихся проживают в семьях, в которых родители со средним и средним

С уверенностью можно сказать, что большинство школьников, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Многие не знают, как жили люди, как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Необходимо донести до сознания своих учеников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

Неслучайно в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения особо отмечено, что высшая цель образования – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Если посмотреть на идеал ученика начальных классов:

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;владеющий основами умения учиться;уважающий и принимающий ценности семьи и общества;готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

то видно, что одной отдельной строчкой выделено — любящий родной край и свою страну. Эту любовь необходимо развить и воспитать именно с самых первых моментов школьной жизни.

Использование краеведческого материала на уроках является актуальным и перспективным, практически значимым для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

В начальных классах не изучается такой предмет, как краеведение, он появляется лишь в средней школе. Ознакомление с краеведческим материалом происходит эпизодически, но всегда вызывает большой интерес у учащихся.

Чем раньше ребенок соприкоснется с природой родного края, тем неразрывнее будет его связь с ним. Младший школьный возраст наиболее благоприятен и значим для развития духовно-нравственных качеств личности, так как именно в этот период формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности.

Считаю, что использование на уроках современных педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно — ориентированной, проектной и исследовательской, ИКТ, создают широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности.

Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации заключается в том, что занятие из класса переносится в ту среду, которая изучается ( лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, игр на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы требуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно – ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.

Очень малое количество литературы, статистических данных, отсутствие справочников заставляют меня по крупицам собирать всё новое, знакомить с этим материалом своих учеников.

Работая над темой, я определила следующие этапы:

1. Анализ программы по окружающему миру, государственных стандартов (пояснительной записки, требований к знаниям и умениям обучающихся по предмету).

2. Собирание информации о своём крае (селе).

3. Накопление дидактического материала:

— алгоритмы выполнения работы;

— рекомендации;

— памятки-инструкции;

— план описания.

4. Создание мультимедийных презентаций по изучению родного края.

5. Участие детей в научно-практических конференциях по темам «Я познаю мир»

Эти направления тесно взаимосвязаны, составляют единое целое со всей учебно-воспитательной работой класса. Такая структура работы помогает развивать духовные потребности и интересы учащихся, воспитывать нравственные качества личности, патриотизм, любовь, чувство гордости за свои родные места.

Суть краеведческого принципа в обучении заключается в установлении связи изучаемого в школе материала с теми знаниями и умениями, которые приобретаются в результате исследований родного края.

Как же мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по краеведению?

1. Прежде всего – это семья. Семейные традиции. Практическая деятельность по созданию презентаций о семье. Считаю, что именно в семье дети получают практический опыт познания своего края, его обычаев, традиций.

2. Имя твоё. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. Составление листа с описанием значения своего имени в портфолио.

3. Моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

4. Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места села. Экскурсия.

5. Мой город. Из истории образования города.

6. Мой край на карте страны.

7. Однодневный поход. Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе.

8. Удивительная природа. Животный мир округа. Экскурсия в краеведческий музей. Охрана природы. Создание Красной книги своего села

Навыки и умения развиваются, а знания расширяются по мере продвижения ученика через межпредметные связи, по единой системе, включающей все предметы. Данный подход позволяет объединить занятия по различным предметам единой идеей: восхищение, гордость и любовь к родному дому, семье, тем самым развивая творческое воображение, наблюдательность детей.

Как видим, главной формой в решении проблемы патриотического воспитания является урок, так как именно он – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников. Именно на уроке ученик больше всего познает, здесь происходит воспитание природоведческой культуры, раскрывается индивидуальность ребёнка, складываются его интересы, формируется личность.

По способу проведения выделяются уроки изучения нового материала, урок-практикум, экскурсии, урок-игра, конференции, уроки творчества.

При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:

— события местной истории и культуры должны быть важными для нашего края, понятными и доступными возрасту учащихся;

— факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

— предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находиться их дом или школа;

— формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

— вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

Эффективность введения краеведческого материала в начальных классах требует поиска путей интеграции учебного процесса, поиска точек соприкосновения нескольких предметов, таких как окружающий мир, чтение, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение. В содержании этих уроков, воспитывающих любовь к родной земле, присутствует народный дух, народная мудрость, любовь к родному селу, стране в целом. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится.

И такой курс, который синтезировал и объединил все эти предметы — есть. Это предмет «Окружающий мир».

Краеведческий материал применяю на разных этапах урока:

— в начале урока, во вступлении;

— при актуализации знаний;

— при изучении нового материала;

— в домашнем задании;

— при закреплении.

Краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика.

В своей практике использую разнообразные формы урока: урок-путешествие, игровой урок, урок-викторина, уроки-праздники, библиотечный урок, урок в школьном дворе. Использование нетрадиционных уроков позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, вывести процесс обучения за рамки урока.

Главной целью урока считаю не передачу знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической, самостоятельной работе творческого характера. Поэтому даю детям творческие задания:

— при изучении темы «Что такое погода. Наблюдение за погодой» прошу подобрать народные приметы о погоде;

— при изучении темы «Село, в котором я живу» — провести заочную экскурсию от дома до школы, описать дорогу, назвать природные объекты.

— сочинить загадки о растениях и животных нашего села;

— сообщения о растениях и животных области, памятных местах;

Иногда уроки выходят частично за рамки расписания, носят межпредметный характер, связаны с экскурсиями, проводятся вне стен класса.

Неотъемлемой частью краеведческого направления является исследовательская деятельность учащихся. Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.

Основная цель исследовательской деятельности – реализация детьми своих способностей и потенциала личности. Проектно-исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД, помогает сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся.

Очень важно правильно выбрать тему исследования. Она должна быть интересной для учащегося, понятной, близкой. Материалов исследования обычно бывает недостаточно, здесь могут оказать помощь материалы музеев, воспоминания очевидцев.

Основы проектной деятельности закладываются еще в 1 классе. Как нельзя лучше для проектирования в краеведческой работе подходят уроки окружающего мира.

При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Это могут быть темы, связанные с историей села, семьи, в которых учащиеся решают ту или иную проблему. Итогом работы проектной деятельности учащихся должна стать защита проекта.

В современном мире технологий результатом выполнения проектов может быть выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ.

Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся.

Главное для меня, как учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

В результате умело организованной исследовательской деятельности выпускник школы, активно занимающейся ею, будет обладать следующими качествами личности:

-уметь приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;

критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

-грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем;

-выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;

-делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.

-выступать перед аудиторией, защищать свою работу.

Не оставляет равнодушными наша работа по данному направлению и наших родителей. Они ходят с нами на экскурсии, присутствуют на наших отчётах и праздниках, помогают найти и оформить нужный материал, презентацию, поддерживают все наши начинания. Привлечение родителей учащихся способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.

Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:

-помощь в получении знаний;

-оценка результатов деятельности;

-родительские собрания;

-выставки работ;

-презентации;

-организация и проведение экскурсий и праздников.

Он получил своё отражение во внеурочной деятельности в рамках ФГОС в программе «Юные краеведы».

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации