Консультация - викторина "Региональный компонент в речевом развитии дошкольников"

Автор публикации:
Катаева Светлана Владимировна
Город (населенный пункт):
г. Можга УР

Консультация – викторина

«Региональный компонент в речевом
развитии дошкольников»
Дошкольный период является благоприятным
для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в
углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании
окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для
интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических
особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и
регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Федеральные государственные
образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как
необходимое условие вариативности дошкольного воспитания.
Что
же такое региональный компонент?
Рассмотрим понятие региональный. Заглянув в энциклопедический словарь мы увидим, что «Региональный – это относящийся к
конкретной части страны, отдельной территории, отличающаяся от других
какими-либо условиями или свойствами». Компонент
– составная часть, элемент чего-либо. Т.о. «Региональный
компонент – это территория, составляющая часть, города (страны, мира).
Главные принципы реализации регионального компонента содержания
образования:
1.
Принцип
региональности
– ориентация на учет особенностей региона (Ставропольского края) в учебно-воспитательном процессе.
2.
Принцип
гуманизации
– широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование
гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания,
самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.
3.
Принцип
историзма
– раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в
природе и обществе нашего края.
4.
Принцип
комплексности
и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования,
краеведческого материала по разным областям в единое целое с учетом задач и
потребностей региона.
5.
Принцип
экологизации
– воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и
особую остроту экологической ситуации в крае, ответственность перед современным
и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.
В настоящее время все детские сады используют в рамках реализации
регионального компонента методическое пособие
А.М. Комаровой «Мы в Удмуртии живем», в которой отражено региональное содержание
психолого-педагогической работы по освоению 5 образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Здесь
прописаны цели, задачи и формы работы с детьми.
Программа охватывает четыре возрастные группы детей: младшая группа от 3 до
4 лет, средняя группа от 4 до 5 лет, старшая группа от 5 до 6 лет и
подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет
Цель программы:
– формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения ребёнка к
малой родине, развитие патриотических и гражданских чувств через выстраивание
образовательной деятельности на основе семейных традиций, культурных реалий
среды, внедрения созидательного потенциала окружения.
Сейчас я вам предлагаю в процессе
деловой игры вспомнить и закрепить
знания по использованию
регионального компонента в речевом развитии детей дошкольного
возраста. Для этого нам надо разделиться на 4 группы.
1.
Все мы знаем, что региональный компонент
предполагает формирование у детей целостных представлений о республике, городе,
где они живут. Какие задачи определяет (решает) образовательная область
«Речевое развитие» в рамках регионального компонента?
Каждая отвечает команда по очереди.
Я предлагаю вам
посмотреть и сравнить задачи, которые вы назвали с теми, что прописаны в
методическом пособии «Мы в Удмуртии живем»
Задачи:
1. Развивать
интерес к книге, к чтению художественных произведений, создавать резерв
литературных впечатлений через слушание аутентичных форм фольклора и авторских
произведений.
2. Познакомить
с удмуртскими народными пословицами и поговорками, помочь понять их смысл.
3. Создавать
условия для проявления детского творчества, элементарного сочинительства.
4. Продолжить
знакомство детей с произведениями русского и удмуртского (перевод на русский
язык) фольклора.
5. Поощрять
использование малых фольклорных форм в повседневной жизни.
6. Знакомить
с произведениями писателей и поэтов Удмуртии – стихи, рассказы, сказки, истории,
загадки и др.
7. Обогащать
личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем,
необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста.
8. Развивать
эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, интерес к художественному
слову.
9. Помогать
узнавать литературных героев и их действия при рассматривании иллюстраций в
книгах.
10. Оборудовать
книжный уголок, пополнять его новыми книгами, журналами («Кизили» –
«Звёздочка») с яркими иллюстрациями, наборами для театрализации (шапочки-маски,
фрагменты костюмов для игр- драматизаций; игрушки и фигурки настольного,
пальчикового театра).
11. Организовать
встречи, беседы с местными писателями и поэтами.
Практически все задачи
были озвучены.
2.
Реализация регионального компонента, как и вся деятельность
в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с
детьми: режимные моменты, самостоятельная деятельность детей, Совместная
деятельность с педагогом, взаимодействие с семьей.
Я вам предлагаю заполнить таблицу.
Написать
формы, приемы организации воспитательно-образовательного процесса по
региональному компоненту на тему «Осень», используя образовательную область
«Речевое развитие». Подготовительная группа
Режимные
моменты
Совместная деятельность с педагогом
самостоятельная деятельность детей
взаимодействие с семьей
Давайте послушаем, что у вас получилось,
остальные группы могут дополнить. Посмотрите какой содержательный календарный
план у вас получился.
3.
Как вы уже сказали, одна из задач регионального
компонента: знакомство с писателями, поэтами нашего края и их творчеством, но
мы немного расширим наши рамки, т.к ОО «Речевое развитие» интегрирует со всеми
ОО, поэтому вопрос звучит следующим образом:
Назовите:
- 5
фамилий поэтов – земляков, писавших стихи для детей: Леонтьев
Анатолий Кузьмич, Васильев Флор Иванович, Ходырев Герман Анатольевич, Владимир
Кузьмич Семакин, Чернова Лидия Дмитриевна.
- 5
фамилий художников – земляков: Ложкин Александр Григорьевич, Виноградов Петр Васильевич, Ёлкин Семён Николаевич,
Владимир Кашин, Белых Валентин Леонидович,
- 5
фамилий спортсменов, прославивших нашу республику: Кулакова Галина
Алексеевна, Медведцев
Валерий Алексеевич, Иван Юрьевич Черезов, Елизавета Туктамышева, Чижов Алексей
Рудольфович.
- 5
фамилий композиторов удмуртской республики: Корепанов Александр Германович,
Корепанов Герман Афанасьевич, Корепанов-Камский Геннадий Михайлович, Чайковский
Петр Ильич, Шабалин Николай Михайлович.
4.
Назовите:
-
5 национальных праздников (Гербер (т.е.
после плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки), Выль (праздник нового урожая),
- Топ-5
достопримечательностей нашего региона (Собор Святого Архистратига Михаила,
Цирк, зоопарк, музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова
- 5
блюд национальной кухни (перепечи, табани с зыретом, мильымен ӝук, пельмени, шекера),
- 5
исторических фактов про Можгу (Город зародился в 1835г. как поселок
при Сюгинском стекольном заводе (на реке Сюгинке), основанном по инициативе и
на средства крупнейшего мецената, купца первой гильдии Федора Григорьевича
Чернова. После Октября поселок назывался Свет, затем - Красный поселок. 4
октября 1926 Красный посёлок был преобразован в город Красный, а с 16 декабря
1926 г. - город Можга. Здание педучилище
(1929) - приемника Елабужской удмуртской учительской семинарии. В Можгинском
педучилище учился практически каждый второй удмуртский писатель 88 лет)
5.
В завершении вопросы на засыпку
1. Автор
мелодии гимна Удмуртской Республики:
а) Геннадий Михайлович Корепанов-Камский,
б) Герман Афанасьевич Корепанов,
в)
Александр Германович Корепанов.
2.
Название удмуртского государственного театра фольклорной песни:
а) «Айкай»,
б) «Танок»,
в) «Италмас».
3.Татарский
праздник САБАНТУЙ соответствует удмуртскому календарному празднику:
а)
Виль,
б)
Гербер (Гырон быдтон),
в)
Гырыны потон.
4. Первая столица Удмуртии:
а) Сарапул,
б) Глазов,
в) Ижевск.
5. Настоящая фамилия
Кузебая Герда:
а) Ложкин,
б) Сковородкин,
в) Чайников Кузьма Павлович.
6.
Какие элементы украшения присутствовали на воротах и дверях
древних
удмуртов?
а) крест.
б) изображение животных и птиц,
в) изображение солнца.
7. Настоящее имя первой
удмуртской поэтессы Ашальчи Оки:
а) Анфиса Петровна Борисова,
б) Анисья Павловна Иванова,
в) Акулина Григорьевна Векшина.
8. Каково значение
исконно удмуртского блюда ТАБАНЬ?
а) пирожок из пресного теста,
б) хлебное ушко,
в) сковородный хлеб.
Вывод: Воспитание любви к своей Родине,
своему городу, семье – это многотрудный, долговременный процесс, он должен
осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий
педагог –В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю
жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в
детские годы яркие картины, образы». Мне хотелось, что бы впечатления детства у
наших воспитанников стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в
нем, истоками патриотических чувств.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации