Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Современные технологии развития речи в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО

Согласно Федеральному государственному

образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие
включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного
словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности
посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой,
познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок
ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее
становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во
всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение
грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к
обучению грамоте.
Построение образовательного процесса основывается на
адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется
педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности
дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики
дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от
трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания
ситуации.
В образовательном процессе есть
возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним
дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным
материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач
познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано
множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно
усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с
собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической
последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить
способам презентации составленного текста. «Добрые приветствия» (цель:
познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя
видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как
хорошо, что мы встретились» и др.).
О.М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая
обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или
иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами
игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и
др. (1).
А.Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей — сценарии активизирующего
общения — обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает
разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки,
драматизации, обследование предметов и др.
Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая
спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании
освоенных речевых категорий (Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н.).
Ситуации общения могут
быто-лексическими, вербально-оценочными, прогностическими, коллизийными,
описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации
чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской
деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации
общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель:
упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее
использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не
скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту
или мало знаком); «Улыбка»(цель: упражнять в использовании при приветствии
средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы
он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять
детей в использовании форм жестового приветствия).
Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих
многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и
познавательных задач.
Примерами специально планируемых
ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение
детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает свои город»
(упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и
памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии
объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании
средств языковой выразительности).
Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к
вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.
Бизикова О.А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун»,
«Змея», «Лиски» и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски»,
«Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик,
приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры,
предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик:
«Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком»,
игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».
В нашем детском саду мы используем и применяем разные формы работы для речевого
развития дошкольников: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки,
игры-драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты, книги
самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды,
календарь событий и др.
Поздеева С.И. отмечает, что при
организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном
образовательном учреждении педагогу важно:
— во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской
совместности,
— во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной
компетентности детей (10).
Таким образом, различные формы работы ресурсы в плане развития речи
дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
— дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу,
выступая помощникам по отношению к кому-то,
— обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и
практические задания,
— педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной
образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное
превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
В 2015 году в нашем детском саду прошел конкурс на лучший
уголок по речевому развитию, где приняли участие все возрастные группы. На
выставке представлены некоторые пособия по развитию, сделанные руками воспитателей,
детей и их родителей.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации