Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Методические основы работы с основными группами детей, имеющих комплексные нарушения

Методические

основы работы с основными группами детей, имеющих комплексные нарушения
Выполнил:
Полякова
Дина Викторовна
Преподаватель
английского языка
ГПОУ « Профессиональный колледж г. Новокузнецка»
Содержание
Введение… 3
1
Подходы к оказанию коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями… 4
2
Принципы работы с детьми, имеющими комплексные нарушения… 5
3
Условия организации образовательной среды для детей, имеющих комплексные
нарушение… 7
4
Индивидуальная программа обучения детей, имеющих комплексные нарушения 10
Заключение… 12
Список
литературы… 13
Введение
Педагогическая помощь
детям с комплексными нарушениями в развитии – область практического применения
педагогики, ориентированной на повышение социальной компетенции ребенка, т.е.
на воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями развития, которые
осуществляются в рамках единого педагогического процесса при использовании
специальных мер воздействия, направленных на формирование умений и навыков социального
поведения.
Актуальность данной
работы, а также острая необходимость углубленной
разработки системы специального образования детей с комплексными нарушениями
развития определяется большим количеством детей, имеющих такие нарушения.
Преобразования, происходящие в последнее десятилетие в различных сферах науки и
образования, распространились и на специальную педагогику. Благодаря этому
оказались актуальными проблемы, которые еще недостаточно полно осознаются как
педагогами и родителями, так и общественностью.
Целью данной работы
является изучение методических основ работы с основными группами детей, имеющих
комплексные нарушения. Цель педагогической помощи детям с комплексными
нарушениями развития заключается в том, чтобы создать условия для появления у
ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем и адаптировать
его к социальной среде через процесс воспитания и обучения. Для достижения
заданной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть подходы к оказанию
коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями; рассмотреть принципы
работы с детьми, имеющими комплексные нарушения; рассмотреть условия организации
образовательной среды для детей, имеющих комплексные нарушение; рассмотреть индивидуальную
программу обучения детей, имеющих комплексные нарушения.
1 Подходы
к оказанию коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями
Необходимыми составляющими
коррекционной работы с детьми и подростками с комплексными нарушениями развития
являются:

ранняя диагностика нарушений развития и
включение ребенка в систему специальной помощи сразу же после выявление
первичных нарушений;

оказание комплексной коррекционной
помощи специалистами разных служб и ведомств, помощи, ориентированной на
устранение индивидуальных проблем каждого ребенка;

расширение коррекционного
образовательного пространства за пределы учреждения;

определение в качестве приоритетного
направления коррекционной помощи социальной адаптациии развитие индивидуального
жизненного опыта ребенка на максимально доступном ему уровне;

обеспечение вариативности форм
обучения детей с комплексными нарушениями с учетом возможностей ребенка. Содержание
большинства программ предполагает предметную подготовку с возможностью перехода
на беспредметное обучение (в случаях значительной степени тяжести отмечаемых
нарушений) или усложнение содержания по отдельным учебным дисциплинам для детей
с более высоким уровнем развития [1].
Планирование содержания
программы обучения и воспитания детей и подростков с комплексными нарушениями
осуществляется с учетом уровня развития и компенсаторных возможностей,
индивидуально-типологических особенностей, структуры нарушения и степени
потребности в посторонней помощи, а не только возраста ребенка. Обеспечение
разных форм организации детей в зависимости от этапа обучения: на начальном
этапе предусмотрено индивидуальное обучение и сопровождение каждого ребенка, на
последующих – подгрупповые и фронтальные занятия.
2
Принципы работы с детьми, имеющими комплексные нарушения
Анализ
программно-методических материалов, разработанных отечественными специалистами,
позволяет определить общие принципы воспитания детей с комплексными нарушениями
развития. В программно-методических материалах предусмотрена комплексная
коррекционная помощь по трем основным направлениям:

лечебно-профилактическая и
восстановительная работа;

коррекционная психолого-педагогическая
помощь;

социально-бытовая и доступная
профессионально-трудовая подготовка.
Основополагающими принципами
коррекционной работы с детьми данной категории являются:
1.
Принцип социально-практической
направленности обучения. Данный принцип предусматривает преодоление зависимости
ребенка от ближайшего окружения, подготовку к самостоятельной жизни в обществе
на максимально доступном уровне. Содержание коррекционной работы должно
способствовать овладению социальными навыками в различных сферах
жизнедеятельности (самообслуживание, социальные контакты, трудовая и
профессиональная подготовка и другие).
2.
Принцип воспитывающего характера
обучения. Он предполагает целостное воздействие на ребенка одновременно в двух
направлениях: обучение знаниям, умениям и навыкам, а также воспитание личности с
целью подготовки к деятельности и жизни в обществе [2].
3.
Принцип дифференцированного и
индивидуального подхода. Дифференцированное коррекционное воздействие
предусматривает учет в коррекционной работе вариативности и специфичности
структуры нарушения, а также уровня развития детей. На основании данного принципа
осуществляется распределение детей на подгруппы, подбирается вариативное
содержание, методы и средства обучения, различные виды помощи детям
(направляющая, стимулирующая или обучающая). Индивидуализация обучения
предполагает разработку образовательного маршрута на каждого ребенка с
учетом степени проявления нарушения, индивидуально-типологических особенностей,
компенсаторных возможностей.
4.
Деятельностный принцип коррекционного
обучения. Обучение осуществляется в процессе различных видов деятельности
с опорой на ведущий для каждого возраста и доступный для овладения данному
ребенку, с учетом его психофизических особенностей и структуры нарушения.
Приоритетным является овладение ребенком определенными доступными и необходимыми
для самостоятельной жизни в обществе практическими действиями.
5.
Принцип полисенсорной основы обучения.
Он предполагает опору на все сохранные анализаторы и развитие
компенсаторных возможностей ребенка. Предусматривается максимальное обогащение
сенсорного опыта ребенка. В процессе обучения используется комплекс методов и
приемов для формирования целостного образа об объектах и явлениях окружающего
мира.
6.
Принцип единства диагностики и коррекции
нарушений. Предполагает осуществление комплексной и систематичной поэтапной
диагностики особенностей развития каждого ребенка, на основании которой
составляется индивидуальная программа обучения, отслеживается динамика развития
и уровень овладения программным материалом. Это позволяет варьировать и
уточнять содержание программы на всех этапах обучения.
7.
Принцип коммуникативной направленности. Предусматривает
развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях взаимодействия со
взрослым. При этом предусматривается возможность выбора альтернативных средств
коммуникации (пиктограммы, Блисс-символы, жесты и др.). Развитие навыков
речевого (словесного) общения определяется как необходимое условие расширения
коммуникативных связей.
3
Условия организации образовательной среды для детей, имеющих комплексные
нарушение
Авторы
программно-методических материалов, рекомендованных для детей со сложными
(комплексными) нарушениями определяют общие условия организации
образовательной среды на уровне отдельного образовательного учреждения.
1.
Предельная наполняемость группы (класса)
для детей с комплексными нарушениями развития – 5 человек. При этом в условиях
интегрированного обучения количество детей может быть меньше.
2.
Введение в штатный состав учреждения
специалистов разного профиля (психолога, дефектолога, логопеда) для оказания
детям комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Медицинская помощь
осуществляется специалистами, работающими по договору [3].
3.
Организация щадящего режима
предусматривает оптимальное чередование режима занятий и отдыха, определение
доступной нагрузки индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций
специалистов. Предусматривается: включение в структуру занятий физкультпауз,
рациональное чередование разных видов заданий (практических, игровых, речевых,
познавательных с преобладанием первых), непрерывное психологическое
сопровождение обучения.
4.
Особая организация максимально
насыщенной сенсорной среды для развития компенсаторных функций ребенка с опорой
на все сохранные анализаторы, разделение коррекционного пространства на зоны
(столовая, игровая, коррекционная, двигательная и др.) для оказания различных
видов помощи.
5.
Введение дополнительных подготовительных
(пропедевтических) этапов в программы предметного и беспредметного обучения и
использование в обучении стратегии «маленьких шагов», ‒ разделение сложного
алгоритма действий на составляющие, отработка каждого компонента с последующим
объединением в единое действие.
6.
Параллельное использование материалов из
различных разделов на всех занятиях, взаимосвязь и взаимодополнение программных
тем.
7.
Составление индивидуальной программы на
каждого ребенка с учетом уровня актуального развития и зоны ближайшего
развития.
8.
Включение в учебный план специальных
коррекционных занятий с учетом вида и структуры нарушений. Например, занятия
ЛФК, логопедические занятия, ритмика и др.
9.
Ведение мониторинга за динамикой
развития ребенка и усвоением программы на основе качественной оценки
показателей.
10.
Оказание своевременной и доступной
(дифференцируемой по виду и степени) помощи на всех этапах обучения в ситуациях
возникновения затруднений.
11.
Обновление и пополнение методической
базы за счет использования современных технологий обучения с учетом характера и
структуры отмечаемого нарушения [4].
12.
Использование комплекса методов обучения
с преобладанием наглядно-практических и игровых методов.
13.
Дифференциация форм обучения с учетом
степени и структуры нарушений, уровня интеллектуального развития, потребностей
ребенка в посторонней помощи (предметное, беспредметное обучение). Беспредметное
обучение предусматривает планирование содержания работы по следующим
направлениям: формирование представлений ребенка о себе и окружающем; развитие
навыков коммуникации; формирование навыков самообслуживания и безопасной
жизнедеятельности; подготовка к овладению простейшими видами учебной
деятельности; социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от
ближайшего окружения. Предметное обучение предполагает овладение обучающимися
содержанием основных учебных дисциплин. В учебный план входят учебные предметы,
отобранные с учетом вида и структуры отмечаемого нарушения. Так, например, для
детей с тяжелой умственной отсталостью в учебных план включаются следующие
предметы: родной язык (развитие речи, чтение, письмо); математика (элементарный
счет); мир животных, мир растений; изобразительное искусство; музыка, пение; физическая
культура, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд; ремесленное дело.
4
Индивидуальная программа обучения детей, имеющих комплексные нарушения
Методические подходы к
проектированию индивидуальной программы обучения детей с комплексными
нарушениями развития предусматривают:
1.
Необходимость опоры на данные
комплексного обследования ребенка (вид и структура нарушения, клинические и
индивидуально-психологические особенности, исходный уровень развития и
компенсаторные возможности ребенка).
2.
Междисциплинарный подход к
проектированию индивидуальной программы – отработка в системе каждого
структурного компонента нарушения. Например, при сочетании нарушений слуха,
зрения и речи у ребенка, содержание работы будет планироваться на основе
научных исследований в области судропедагогики, тифлопедагогики и логопедии [5].
3.
Интегрированный подход при отборе
содержания разделов программы предполагает комбинирование разделов из программ,
ориентированных на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений
сложного ребенка. Количество и виды программ, из которых выбираются темы,
зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре
сложного. Так, для слепоглухого ребенка необходимо проанализировать программы
для слепых и глухих детей и отобрать темы и разделы, ориентированные на
коррекцию каждого компонента сложного нарушения. Соответственно, при
составлении индивидуальной программы для ребенка с нарушением слуха и зрения
необходимо предусмотреть разделы «Развитие слухового восприятия», «Формирование
правильного произношения» из программы для детей с нарушением слуха, а разделы
«Развитие зрительного восприятия» и «Ориентировка в пространстве» из программы
для детей с нарушением зрения.
4.
Дозированность объема изучаемого
материала с учетом реальных возможностей его усвоения каждым ребенком.
Допускается увеличение сроков усвоения.
5.
Межпредметные связи предполагают
отработку одних и те же знаний и навыков на разных видах занятий и в разных
видах деятельности.
6.
Линейность и концентричность при
построении индивидуальной программы обучения предполагает расположение тем в
определенной логической последовательности с постепенным увеличением объема и
усложнением содержания материала. При этом каждая последующая тема является
продолжением предыдущей.
7.
Инвариантность программного материала
предполагает наличие пропедевтических разделов для восполнения недостающих
знаний и использование специальных технологий, ориентированных на структуру
нарушения. В то же время следует предусмотреть возможность изменения содержания
раздела, последовательности их изучения, их комбинирование и введение
дополнительных элементов с учетом уровня развития ребенка, его потребностей
и реальных возможностей. Это обусловлено тем, что у детей со сложными
нарушениями стираются возрастные границы, поэтому уровень развития может быть
одинаковым независимо от возраста.
Заключение
Итак, основными задачами
образования детей, имеющих комплексные нарушения, являются: формирование
представлений о себе; формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентация в
геобиологической и социальной среде; формирование коммуникативных умений; обучение
предметно-практической и доступной трудовой деятельности; обучение доступным
знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и
соответствующим психофизическим возможностям воспитанников и др.
При этом для «тяжелого»
ребенка предусмотрено обучение на уровне школьного образования по компоненту
«жизненной компетенции» с целью обеспечения максимально возможной социальной
адаптации и подготовки к самостоятельной жизни. В содержании специального
стандарта предусмотрено постепенное поэтапное развитие социального опыта
каждого ребенка. Обязательным и единственно возможным для этой категории детей
в большинстве случаев признается индивидуальный образовательный маршрут обучения,
который реализуется в системе комплексного сопровождения, как в условиях
образовательного учреждения, так и в домашних условиях.
Список
литературы
1.
Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как
помочь малышу со сложным нарушением развития: Пособие для родителей. – М.:
Просвещение, 2008.
2.
Воспитание и обучение детей и подростков
с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические
материалы / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. // Под ред.
И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.
3.
Дети со сложными нарушениями развития.
Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.:
Издательство «Экзамен», 2006.
4.
Жигорева М.В. Дети с комплексными
нарушениями в развитии: педагогическая помощь: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. – М.: Академия, 2006.
5.
Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и
обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский
центр «Академия», 2003.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации