« Дикие и домашние животные»
Конспект на тему « Дикие и домашние животные»
Задачи: формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; развивать фантазию и творческие способности детей.
Планируемые достижения : усвоить, в чем состоит различие между дикими и домашними животными, научиться классифицировать животных по признаку «дикое — домашнее», приводить примеры животных каждой группы.
Оборудование:рисунки с изображениями диких и домашних животных, рассказ Н. Сладкова «Угадай: кто я?», карточки для работы в парах, презентации; чучело белки
Ход урока
1.Оргмомент
2.Введение в тему урока:
На доске: животные
Вы должны посмотреть на экран и запомнить животных, которых вы увидите (презентация 1)
(заяц, волк, лошадь, белка, медведь, собака, кошка, петух, корова)
После просмотра дети называют животных – на доске вывешиваются картинки с их изображением)
— На какие две группы можно разделить животных? (дикие и домашние)
-Кто догадался, какая сегодня будет тема урока?
-Какие цели поставим перед собой?
2 человека работают у доски – разделяют картинки на диких и домашних животных
Остальные дети -Игра «Назови детеныша»
— я называю животное, а вы должны назвать его детеныша:
Корова телёнок
Свинья поросёнок
Лошадь жеребёнок
Олень оленёнок
волк волчонок
Овца ягнёнок
Коза козлёнок
Собака щенок
Кошка котёнок
белка бельчонок
Курица цыплёнок
Индюшка индюшонок
утка утёнок
(проверка выполнения задания у доски)
3. Работа над новым материалом
Инсценировка рассказа
Послушайте рассказ Н. Сладкова «Угадай: кто я?».
«– Угадай: кто я? А ем я муравьев и жуков.
– Скорее всего, ты – жукоед-дятел!
– Вот и не угадал! А еще я ем гусениц и личинок.
– Гусениц и личинок едят дрозды. Наверное, ты – дрозд.
– Я не дрозд. Еще я, бывает, грызу сброшенные лосями рога.
– Тогда ты – грызун: мышь или полевка!
– Я сама ем мышей!
– Тогда ты, конечно, кошка!
– Иногда я ем ящериц. А изредка даже рыбу.
– Может, ты цапля или журавль?
– Не цапля и не журавль. Бывает, ловлю птенцов и таскаю яйца из птичьих гнезд.
– Похоже, что ты куница!
– Не говори мне про куницу, куница – мой старый враг! А еще я ем шишки и рябину, ягоды и грибы, орехи и семена, почки и листья.
– Скорее всего, ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты – одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
– Сдаешься! – Ветки качнулись, раздвинулись, и показалась…
— Ребята, вы догадались, кто появилась?
белка! ( показ чучела белки)
— Что нового вы узнали про белку?
– Где живет белка?
– Чем питается белка?
– Отгадайте загадку:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.(Медведь.)
На доске появляется изображение медведя.
– Расскажите, что вы знаете о медведе. (Медведь питается медом и малиной. Это животное ест также клубни растений, муравьев, червей, личинок, мышей, рыб.)
Я чабан, овец пасу.
С буквой «к» – живу в лесу. (Кабан.)
– Расскажите, что вы знаете о жизни кабана?
– А о ком говорится в этой загадке?
Зимой – белый,
Летом – серый (Заяц)
-Что общего у всех этих животных: у медведя, белки, зайца? (Это дикие животные, потому что они сами добывают себе пищу, находят или строят себе жилище, заботятся о своем потомстве.)
4.Закрепление изученного материала.
Работа в парах — И г р а «Найди домик».
5. Физминутка
Игра-тренинг
Мы все сейчас превратимся в животных (произношу «волшебные слова»:
— Улыбнитесь, как хитрая лисичка,
— рассердитесь, как медведь, которого не пустили в теремок,
— испугайтесь, как заяц, который увидел волка.
6.Рассказ подготовленного ученика о появлении домашних животных. (презентация 2)
1.Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа и племена людей.
2.Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных.
3. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.
4.Потом человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.
5.Таким же образом человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца.
— Почему этих животных называют «домашними»?
Вывод:домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают за ними, строят им жилища, заботятся о потомстве, оказывают медицинскую помощь.
7. Рефлексия настроения
«Солнышко и тучка»
сравнить свое настроение с тучкой или солнышком: если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.