Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов ДОУ по формированию культуры здоровьесбережения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по направлению

физического развития детей

г. Дзержинска, Нижегородской области

Методическое сопровождение

инновационной деятельности педагогов ДОУ

по формированию культуры здоровьесбережения

Выполнила

старший воспитатель

Кулигина Елена Александровна

Дзержинск

Содержание

Глава 1. Теоретические основы организации методического сопровождения инновационной деятельности по формированию культуры здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении.

  • 1.1 Актуальность. Анализ проблемы организации методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ.……………………………………........................3 стр.

1.2. Концепция методической работы: Характеристика современных подходов к организации инновационной деятельности и условия формирования культуры здоровьесбережения… 4 стр.

Цель, задачи, ожидаемые результаты.…...........................……….................................8 стр.

Глава 2. Инновационная деятельность педагогов ДОУ по формированию культуры здоровьесбережения и ее методическое сопровождение

2.1 Технология методического сопровождения инновационной деятельности по формированию культуры здоровьесбережения ………………………………….............9стр.

2.2 Эффективность методического сопровождения инновационной деятельности педагогов по формированию культуры здоровьесбережения в ДОУ ………................15 стр.

2.3.Результат методического сопровождения формирования

культуры здоровьесбережения …………………………................................................18 стр.

Глава 1. Теоретические основы организации методического сопровождения инновационной деятельности по формированию культуры здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении.

  • 1.1Актуальность. Анализ проблемы организации методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

Педагогический процесс в современном дошкольном образовательном учреждении — это процесс, ориентированный на идеи субъектности, диалогичности, гуманности и гуманитарности, принципы здоровьесбережения, культуро-, природо-, социобразности и сопровождения ребенка в развитии его индивидуального потенциала, обогащения внутреннего мира. (О.С.Газман, А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская, Н.Н.Михайлова, С.Ф.Юсфин и др.). Успешность реализации обозначенных идей зависит от готовности педагога к качественному выбору из существующего многообразия содержания и способов организации дошкольного образования, методов взаимодействия с субъектами педагогического процесса и моделей построения развивающей среды в детском саду.

В педагогической науке накоплены знания о сущности и особенностях организации методической деятельности в системе образования (Ю.В.Васильев, В.И.Зверева, Ю.А.Конаржевский, Г.С.Лазарев, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков, B.А.Сластенин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.). В исследованиях Л.А.Бахтуриной, А.И.Васильевой, В.Я.Волобуевой, И.И.Кобитиной, C.С.Лебедевой, Л.М.Маневцовой, Л.В.Поздняк, В.Г.Фокиной и др.) рассматривается специфика методической работы в дошкольном образовательном учреждении и характеризуется профессиональная деятельность старшего воспитателя.

Актуальной является проблема методического сопровождения эффективного введения инноваций. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Так что же подразумевает инновационная деятельность педагога?

В целом под инновационной педагогической деятельностью понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшества.Процесс (продвижение) — совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Вместе с тем, анализ деятельности педагогов нашего ДОУ свидетельствует, что они не всегда готовы к организации инновационного педагогического процесса нового типа самостоятельно, им непременно требуется поддержка и сопровождение со стороны старшего воспитателя.

Это обусловлено отсутствием у многих воспитателей опыта нелинейного построения педагогического процесса и личностно-ориентированного взаимодействия с его субъектами.

1.2. Концепция методической работы: Характеристика современных подходов к организации инновационной деятельности и условия формирования культуры здоровьесбережения в ДОУ. Цель, задачи, ожидаемые результаты.

Так в чём же заключается само методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов?

Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов можно рассматривать как процесс оказания методической помощи в ходе взаимодействия со старшим воспитателем по внедрению инноваций в педагогический процесс ДОУ.

Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Как спланировать работу по внедрению инновации в дошкольном учреждении? Уйти от многих ошибок и упущений поможет проектирование системы методического сопровождения инновационной программы.

Процесс подготовки старшего воспитателя к организации методического сопровождения инновационной деятельности воспитателя носит целенаправленный, последовательный характер и предполагает: обогащение профессиональной компетентности старшего воспитателя; определение и апробацию старшими воспитателями вариантов организации методического сопровождения инноватикой в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Эффективность методического сопровождения инновационной деятельностью воспитателя как способа организации методической деятельности в детском саду определяется по следующим показателям:

— по отношению к старшему воспитателю: обогащение профессиональной компетентности, готовность решать профессионально-методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя детского сада;

— по отношению к воспитателю: удовлетворенность организацией методической работы в дошкольном учреждении, возможность включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей, потребностей и интересов;

— по отношению к дошкольному образовательному учреждению: эффективность реализации текущих задач, повышение качества педагогического процесса.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами. Таким образом, проанализировав

  • проблематику инновационной деятельности,
  • новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса
  • содержание образовательных областей

была выявлена проблема, которая заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями и отсутствием в ДОУ целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, основанной на современных оздоровительных технологиях и включающей в себя эффективные формы и методы работы с дошкольниками в различных видах деятельности.

Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях

Прежде чем говорить о здоровьесберегающих технологиях, нужно рассмотреть понятие «здоровьесберегающая технология ».

В соответствии с письмомМинобразования России от 26.08.2002

№ 13-51-104/13 «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии»

Здоровьесберегающие технологии (далее ЗСТ) – система мер по охране и укреплению здоровья воспитаенников, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Для ДОУ это – комплексная система ежедневной практической физкультурно-оздоровительной работы.

Задача старшего воспитателя сегодня — вооружить педагогов необходимыми знаниями в данном направлении, подготовить методические рекомендации, картотеки игр и упражнений для того, чтобы педагоги могли воспользоваться данным материалом, делились знаниями среди родителей и другими педагогами. Главное, конечно же, воспитатели смогли бы привить детям потребность в здоровом образе жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

1.медико-профилактические;

2.физкультурно-оздоровительные;

3.технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

4.здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

5.здоровьеобеспечивающего просвещения родителей;

6.здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Составляющие элементы медико-профилактических технологий:

—технологии профилактики заболеваний,

—углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

—коррекция возникающих функциональных отклонений,

—отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

—реабилитация соматического состояния здоровья,

—противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

—витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

—санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУв соответствии с медицинскими правилами и нормами.

Составляющие элементы физкультурно-оздоровительных технологий:

развитие физических качеств, двигательной активности;

становление физической культуры дошкольников;

дыхательная гимнастика;

массаж и самомассаж;

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;

профилактика зрения.

воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Основной целью данной технологии является развитие физических качеств и двигательной активности детей и профилактика нарушений в физическом развитии детей. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:

в технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;

эмоционально благоприятная обстановка в группе.

Основная цель — обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования

– технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

к данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья, развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять здоровье.

Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

Технологии здоровьеобеспечивающего просвещения родителей

– это технологии, направленные на обеспечение здоровьеобеспечивающей образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими здоровьеобеспечивающей компетентности. Здоровьеобеспечивающее образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс просвещения всех членов семьи в данном вопросе.

На основе выше перечисленного мною была определена

ЦЕЛЬ:

достижение высокой эффективности методического сопровождения инновационной деятельности педагогов ДОУ по формированию культуры здоровьесбережения на уровне современных федерально — государственных требований.

Задачи:

Осуществить теоретический анализ нормативно — правовых документов, философской и психолого-педагогической литературы по проблеме методического сопровождения инновациями;

Проанализировать существующий опыт организации методического сопровождения инновационной деятельности ДОУ;

Раскрыть сущность инновационной деятельности по формированию культуры здоровьесбережения в ДОУ ;

Разработать систему методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ ;

Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов в рамках инновационной деятельности по формированию культуры здоровьесбережения

Обобщить и распространить инновационный опыт по формированию культуры здоровьесбережения и методическому сопровождению педагогов.

Ожидаемые результаты:

Включено в инновационную деятельность по формированию культуры здоровьесбережения не менее 80% педагогического коллектива;

Разработана основа методического сопровождения инновационной деятельности по формированию культуры здоровьесбережения, определено содержание и формы методического сопровождения инновациями по формированию культуры здоровьесбережения ;

Высокий уровень профессионального мастерства и компетентности педагогов в здоровьесберегающем и образовательном пространстве;

Внедрён обобщённый накопленный опыт и нетрадиционные формы работы по взаимодействию педагогов с детьми и родителями;

Повышена конкурентоспособность ДОУ на рынке образовательных услуг.

Глава 2. Инновационная деятельность педагогов ДОУ по формированию культуры здоровьесбережения и ее методическое сопровождение.

2.1 Технология методического сопровождения инновационной деятельности по формированию культуры здоровьесбережения

В организации инновационной деятельности по формированию культуры здоровьесбережения важны последовательность действий и постепенность в решении задач.

Поэтому в работе определила следующие этапы.

I этап Организационно-аналитический

Задачи:

1.Анализ уровня подготовленности педагогов к инновационной деятельности.

2.Анализ условий образовательной среды.

3.Изучение и анализ научно-педагогической литературы по проблеме.

4.Повышение уровня теоретической подготовленности педагогов:

  • Организация творческих групп.
  • Изучение методической темы через работу творческих групп.
  • Разработка индивидуальных тем самообразования педагогов.
  • Обзор – презентация литературы по методике самообразования.
  • Проведение теоретических семинаров

Анализ уровня подготовленности педагогов к инновационной деятельности.

Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.

Анкетирование

Тестирование

Изучение коллектива

Наблюдение

Беседы

Старшему воспитателю важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, т.к. он является способностью к саморазвитию и реализации в сфере образования новых идей, проектов, технологий.

Инновационный потенциал характеризуется следующими показателями.

1. Восприимчивость педагогов к новому — это потребность в постоянном профессиональном росте.Восприимчивый к нововведениям педагог:

а) стремится внедрить передовой опыт в практику;
б) постоянно занимается самообразованием;
в) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
г) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;
д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

2. Подготовленность к освоению новшеств включает в себя: информированность о новшествах, наличие потребностей в обновлении педагогического процесса, знаний и умений для успешной профессиональной и исследовательской деятельности.

3. Степень новаторства педагогов в коллективе. К.Ангеловский выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства: новатор, передовик, умеренный, предпоследний, последний.

1. Группа «Новаторов». Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.

2. Группа «Передовиков» — это те, кто первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации.

3. Группа «Умеренные». Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег.

4. Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.

5. Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности.

Люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. В связи с этим задача руководителя — формировать в коллективе чувство неудовлетворенности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях.

Анализ инновационного потенциала педагогов показал, что показал, что хотя у педагогов есть потребность в новизне, но в то же время обнаружилось наличие

  • антиинновационных барьеров, которые препятствуют освоению инноваций,
  • низкого уровня квалификационной готовности к освоению новшеств.

Только для 32% педагогов характерно стремление к творческому росту, активность по отношению к педагогической деятельности.

Наряду с этим определились задачи по формированию положительного общественного мнения о нововведениях у педагогов, относящихся к группам, требующим подготовки к инновационной деятельности. Параллельно с этой деятельностью проводилось анкетирование педагогов с целью выявления состояния организации работы по формированию культуры здоровьесбережения.

Результаты анализа анкетирования показали, что педагоги испытывают трудности в реализации данного направления в результате несовпадения представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в этом вопросе, а также было выявлено основное противоречие – использование только традиционных методов и форм работы.

Анализ условий образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО показал:

  • Не прослеживается интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различных видах совместной деятельности
  • Программные задачи не всегда решаются при проведении режимных моментов, в самостоятельной деятельности; в основном в рамках непосредственно-образовательной деятельности.
  • Отсутствует принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Педагогический коллектив пришел к выводу:

для того, чтобы обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения его в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, необходимо решить вопросы инструментально – методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов:

  • отобрать адекватные технологии развития и воспитания, способствующие усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
  • составить методические рекомендации по использованию, таблицы, картотеки по здоровьесбережению.
  • разработать разделы образовательной программы (далее ООП) на основе интеграции образовательных областей (далее ОО)

разработать комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми по областям.

освоить способы организации совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей с использованием ЗСТ.

Работа по самообразованию — Организация творческих групп.

В определенный период наблюдалась тенденция оттока из ДОУ кадров высокого потенциала. Складывалась критическая ситуация. В коллектив вливались воспитатели без опыта работы.

И все же, поиск новых форм методической работы, исследования профессиональных интересов педагогов, анализ ресурсных возможностей ДОУ, позволил объединить всех педагогов в творческие группы. Главной идеей их создания стало — объединить педагогов — единомышленников с большим опытом работы, с воспитателями менее опытными, либо без опыта. Благодаря этому значительно повысился уровень профессионально-личностного развития педагогов, был расширен круг их личных и деловых контактов.

Были определены направления работы трех творческих групп:

  • 1.Отбор и внедрение ЗСТ.
  • 2.Разработка физкультурно-оздоровительных проектов.
  • 3.Комплексно-тематическое планирование и организация совместной деятельности с детьми .

Важным шагом вхождения в нновационную деятельность и организацией работы по самообразованию стало решение коллектива работать по единой методической теме «Формирование культуры здоровьесбережения». Был разработан план работы над темой на три года. Это позволило скоординировать работу всего педагогического коллектива и избежать возможных противоречий.

IIэтап Практический

  • 1.Апробация и внедрение новых методов и приемов членами творческих групп.
  • 2.Проведение мониторинга воздействия всех инноваций на участников образовательного процесса.
  1. Повышение уровня теоретической и практической подготовленности педагогов:
  • Взаимопосещение с целью просматривания данной проблемы в деятельности.
  • Творческие отчеты педагогов о ходе работы над единой методической темой
  • Проведение педагогических советов, семинаров – практикумов, тренингов и др.

Так, Н: Проанализировав данные, полученные на диагностическом этапе, определив «проблемное поле» первой творческой группой был разработан и реализовывался проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий».

Задачи проекта:

-Изучить современные ЗСТ, и их основное содержание, принципы и направления использования в современном ДОУ.

-Разработать мероприятия для детей дошкольного возраста и их родителей с применением ЗСТ.

-Разработать картотеку ЗСТ для работы с дошкольниками.

-Создать электронные презентации по теме СЗ.

-Создать буклеты для педагогов ДОУ и родителей воспитанников по теме для повышения педагогической компетенции в вопросе ЗС.

Второй группой был разработан и реализовывался долгосрочный проект «Радуга здоровья» Задачи проекта:

Развивать физические качества.

Накапливать и обогащать двигательный опыт детей.

Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенстве.

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

Воспитывать культурно — гигиенические навыки .

  • Формировать начальное представление о здоровом образе жизни

Проект включал в себя следующие направления:

  • -Взаимодействие специалистов
  • -Взаимодействие с родителями
  • -Взаимодействие с Фок «Ока»
  • -Осуществление минипроектов
  • -Создание здоровьесберегающей среды
  • -Функционирование кружков и секций

Третьей группой проводилась работа по разработке

  • комплексно-тематического планирования раздела ОО Здоровье, Физическая культура, Безопасность. (Гигиена полости рта),
  • новых форм организации совместной деятельности с детьми (оздоровительно-игровой час, мягкая игровая комната, спортивный комплекс в старших группах)

Определенная подготовка педагога в вопросах формирования культуры здоровьесбережения содействует:

  • эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, воспитанников и их родителей
  • созданию условий, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Поэтому, на втором этапе основополагающим является непрерывное повышение квалификации и компетентности педагогов, которое осуществлялось в рамках работы над единой методической темой «Формирование культуры здровьесбережения»

Обучение воспитателей проводилось через разные формы:

  • проведение семинаров-практикумов для сотрудников. Н: «Укрепление здоровья детей с использованием инновационных технологий»

организация «круглых столов» с приглашением специалистов. Н: «Инновационные направления в физкультурно-оздоровительной работе по профилактике заболеваний ОРВИ и гриппа» — «Ароматерапия в ДОУ», Профилактика простудных заболеваний с помощью точечного массажа

тематические педсоветы: «Организация педагогического процесса с дошкольниками по формированию основ безопасности жизнедеятельности», «Создание в МБДОУ условий для оздоровления детей»

консультации. Н: «Проведение спортивных игр и упражнений на воздухе»

взаимопосещения

Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата; что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия.

III этап Оценочно-результативный

Задачи:

1.Анализ полученных результатов (мониторинг).

2.Анализ эффективности мероприятий.

3.Контроль за проведением мероприятий.

4.Внесение коррективов в работу на основе полученных результатов.

5.Активное внедрение результатов, использование опыта работы творческих групп.

6.Повышение уровня практической подготовленности педагогов:

  • Взаимопосещение с целью трансляции опыта
  • Творческие отчеты педагогов о ходе работы над единой методической темой
  • Проведение педагогических советов, семинаров – практикумов, тренингов и др.

7.Оформление выставки, материалов, наработанных педагогами по теме, создание банка инновационных идей.

8.Анализ работы педагогического коллектива над единой методической темой (педсовет, научно-практическая конференция и проч.)

9.Определение перспектив дальнейшего развития.

2.2 Эффективность методического сопровождения инновационной деятельности педагогов по формированию культуры здоровьесбережения

В соответствии с ФГОС ДО разработано и реализуется:

  • 1.Содержание и формы работы с детьми по образовательным областям «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

2.Комплексно-тематическое планирование на учебный год для детей младшего и старшего возраста. Тема недели единая, но программное содержание отличается по задачам в соответствии с возрастной группой. В нём предусмотрены интеграция областей, различные виды деятельности с детьми, примерное итоговое мероприятие по теме. Комплексно-тематическое планирование положительно оценено педагогами с точки зрения увлекательности и освоения детьми программы через увлекательные виды детской деятельности, проектирование.

  • 3.Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) по физическому развитию
  • 4.Методические рекомендации к организации совместной деятельности в «Мягкой игровой комнате» с детьми младшего дошкольного возраста.
  • 5.Перспективное планирование НОД по физическому развитию с использованием нестандартного игрового оборудования
  • 6.Методическое пособие по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Это пособие состоит из девяти основных тем, посвященных гигиене человека:

«Руки – это лицо человека» (гигиена рук)

«Расти коса до пояса» (гигиена волос)

«Дороже алмаза своих два глаза» (гигиена глаз)

«Здоровые зубы – здоровью любы» (гигиена полости рта)

«Ухо – это орган слуха» (гигиена слуха)

«Если сладко спится, сон хороший снится» (гигиена сна)

«Советы мастера портного» (гигиена одежды)

«Мой веселый башмачок» (гигиена обуви)

«Человек и его защита» (итоговая тема)

  • 7.Системы работы:
  • Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня.
  • Обучение навыкам гигиены полости рта детей младшего дошкольного возраста.
  • Повышение интереса к занятиям физической культурой

у детей 3-4 лет посредством использования игровых приемов

  • Система игр с использованием спортивного комплекса в старших группах
  • 8.Педагоги проектируют развивающую предметно-пространственную среду.
  • 9.Комплексная система взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и социумом в интересах формирования культуры здоровьесбережения (МБДОУ-ФОК-СЕМЬЯ)
  • 10.Картотека здоровьесбережения.
  • 11.Методические рекомендации для педагогов по использованию ЗСТ
  • 12.Пополнение медиатеки (презентации: «Виды спорта», «Активный отдых», «Олимпийские игры», «Талисманы Олимпийских игр»)
  • 13.Родители, педагоги социокультурных учреждений информированы о реализации здоровьесберегающих технологий через выпуск журнала «Родной бережок », информацию на сайте, организацию консультаций и собраний. Родители вовлечены в педагогический процесс МБДОУ посредством участия в совместных мероприятиях.
  • 14.Информационная поддержка педагогов осуществляется через создание электронного кейса, куда вошли нормативно – правовые документы различных уровней, что позволило сформировать папки с методическими рекомендациями.
  • 15.На сайте ДОУ имеется интернет – страничка «Родителям на заметку» для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации по вопросам формирования культуры здоровья

2.3.Результат методического сопровождения инновационной деятельности по формированию культуры здоровьесбережения В ДОУ

  • 1.Уровень развития методической службы

Система методического сопровождения позволила достичь повышения качества работы с педагогами ДОУ, которое выразилось в следующих результатах:

  • 1.Систематизирована деятельность методической службы по повышению квалификации педагогов в межкурсовой период по поставленной проблеме.
  • 2.Выбраны эффективные формы и содержание работы с педагогами.
  • 3.Разработаны методические материалы к методическим мероприятиям с педагогами.
  • 4.Разработаны методические рекомендации по повышению качества работы педагогов в группах.
  • 5.Упорядочено взаимодействие членов педагогического коллектива как участников образовательного и здоровьесберегающего процессов в ДОУ
  • 6.Систематизированы методические и дидактические материалы.
  • 7.Систематизированы и определены пути использования педагогами необходимой информации.
  • 8.Созданы условия для интеграции ООП, парциальных программ, технологических подходов по формированию культуры здоровьесбережения.
  • 2.Уровень профессионального роста педагогов:
  • Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и реализации ЗСТ, увеличилось на 30% и составляет 90%.
  • Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здоровьесбережению воспитанников ДОУ.
  • Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.
  • 3.Развивающая предметно-пространственная среда

Усовершенствована развивающая предметно-пространственнаясреда в группах в соответствии с современными требованиями.

4.Уровень удовлетворенности родителей работой ДОУ по вопросам формирования основ здорового образа жизни

Было проведено мониторинговое исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитательно-образовательным процессом.

Целью исследования было изучение удовлетворённости родителей качеством работы ДОУ.

Метод исследования – социологический опрос (анкетирование).

В анкету были включены вопросы, которые можно разбить на несколько критериев, отражающих удовлетворённость работы ДОУ:

  • 1)Психологический климат в ДОУ;
  • 2)Удовлетворённость качеством и полнотой предоставляемых услуг;
  • 3)Удовлетворённость работой педагогического коллектива;
  • 4)Удовлетворённость родителей участием в управлении ДОУ;
  • 5)Информированность родителей различными сторонами жизни ДОУ;
  • 6)Полнота, достоверность и своевременность предоставления информации о ребёнке;
  • 7)Удовлетворённость работой по вопросам формирования культуры здоровьесбережения, сохранению здоровья воспитанников включает в себя следующие пункты:
  • Я знаю о проведении медицинских мероприятий
  • Я знаю о проведении мероприятий в рамках физкультурно-оздоровительной работы
  • Меня информируют о результатах медосмотров
  • Учитывают индивидуальные особенности моего ребёнка
  • Организовано здоровое питание
  • Ведётся профилактика заболеваний
  • Меня консультируют по вопросам формированию ЗОЖ у дошкольников?
  • Полнота информации по здоровьесбережению, представленная в журнале (оценить по баллам от 0 до 5)
  • Полнота информации по здоровьесбережению, представленная в информационных уголках для родителей (оценить по баллам от 0 до 5)

Из 180 опрошенных 95 % респондентов отметили высокую организацию работы ДОУ по формированию культуры здоровьесбережения.

Успешной работе по приобщению родителей к ЗОЖ способствует выпуск журнала «Родной бережок» с постоянно действующей рубрикой «Физкульт-ура!» и «Не болей-ка!», в котором можно найти много полезной информации, рекомендации и памятки по формированию культуры здоро

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации