Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Программа дополнительного образования детей по оригами "Волшебный квадрат"

Комитет по образованию

Муниципальное Казенное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Утверждено:________________________

Протокол от «___»__________________

Рабочая программа кружка

«Волшебныйквадрат»

(оригами).

Руководитель Кутикова Екатерина Дмитриевна

Педагог дополнительного образования.

г. Карабаш 2013год

Пояснительная записка

Таинственный мир превращения бумаги.

Здесь все чародеи, волшебники, маги.

Творят они сказки своими руками.

И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами»является общекультурной модифицированной программой художественной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение оригами для развития ребенка

Ø Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Ø Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

Ø Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

Ø Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Ø Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

Ø Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

Ø Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

Ø Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

Ø Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Ø Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

Цель программы.

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы: Обучающие

 Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

 Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

 Обучение различным приемам работы с бумагой.

 Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивающие:

 Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

 Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

 Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Воспитательные:

 Воспитание интереса к искусству оригами.

 Расширение коммуникативных способностей детей.

 Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Оригами » адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 2 года обучения. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 8 — 12 человек.

Занятия первого года обучения предполагают два варианта загруженности:

72 часа и 144, выбор часов в год зависит от загруженности детей в общеобразовательной школе и выбирается по согласованию с классным руководителем.

Первый год обучения

Количество часов
(академических)

Кол-во
детей
в группе

в неделю

в год

вариант 1

2

72

8-12

Первый год обучения

Количество часов
(академических)

Кол-во
детей
в группе

в неделю

в год

вариант 2

4

144

8-12

Второй год обучения предполагает 144 часа, в неделю — 4 часа. Большое внимание на втором году обучения уделяется изготовлению модульных изделий из бумаги и объемных композиций, поэтому, воспитанникам требуется больше концентрации внимания, а так же внимания педагога. Поэтому количество детей в группах второго года обучения меньше: 5 — 8 человек, также 56 часов в программе уделяется основам проектной деятельности.Для воспитанников начальной школы проектная деятельность является альтернативой, ведущей в данном возрасте, игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмыслять этапы своей деятельности.

Цель проектной деятельности:обучить детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем.

Задачи:

формировать навыки сотрудничества;

— формировать навыки презентации;

— обучить способам сбора и первичной обработки информации;

— формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;

— формировать умение планировать свою работу над проектом;

— формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
•репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
•частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
— исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
•фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
•групповой – организация работы в группах.
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения воспитанники:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы фиксации результатов

• Проведение аттестации учащихся
в начале и конце года.
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».

Формы подведения итогов работы кружка
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– участие в городских выставках.

Учебно-тематический план 1 вариант (первый год обучения).

№ занятия

Тема

Теория

Практика

Всего

Содержание темы.

1.

Вводное занятие. Знакомство. Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях.

1

-

1

Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами

2.

Диагностика учащихся

-

1

1

3.

Знакомство с оригами

1

2

3

Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы. История развития искусства оригами.

4.

Базовая форма «Треугольник»

-

5

5

Знакомство с новой базовой формой. «Лиса», «Собачка», «Котенок», «Пингвин», «Жар-Птица», «Стакан», «Голубь», «Самурайский Шлем», «Муха», «Черепашка», «Летучая мышь», «Шлем викинга».

5.

Базовая форма «Воздушный змей»

-

5

5

Знакомство с новой базовой формой. «Тюльпан», «Пингвин», «Тополь», «Утка», «Воробей»,«Голубка», «Вороненок», «Парусник», «Лебедь», «Петух», «Кролик», «Восьмиконечная звезда».

6.

Базовая форма «Дверь», «Книжка»

-

5

5

Знакомство с новой базовой формой. «Лодка наизнанку», «Гриб», «Кубик», «Поросенок» «Автомобиль», «Коробка», «Подушечка», «Кимоно», «Мед. Шапочка». «Цветочек».

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

3

4

Знакомство с новой базовой формой. «Лягушка», «Летучая мышь-2», «Ракета», «Бомба», «Надувная рыбка», «Надувной кролик», «Ходячий гномик», «Бомбочка с крылышками».

8.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

4

4

Знакомство с новой базовой формой. «Корбка-2», «Коробочка-звезда», «Цветок», «Тюльпан», «Корзинка», «Елочка в лесу».

9.

Волшебные ножницы. Силуэты и орнаменты.

1

5

6

Учимся вырезать круг, полоску, полоску с волнистыми краями, делать спираль, петлю. Изготовление гофрированной бумаги. Вырезание узоров.

10.

Изготовление работ на городскую елку.

-

6

6

Изготовление поделок их бумаги на новогоднюю выставку. Вырезание снежинок, новогодних фонариков, гирлянд.

11.

Базовая форма «Блин»

1

4

5

Знакомство с новой базовой формой. «Корона», «Игрушка-шутка», «Коробочка Санбо», «Стул», «Стриж», «Борец Сумо», «Пони», «Самурай», «Лошадка», «Кувшинка», «Менажница».

12.

Объёмные цветы к празднику 8 Марта

1

2

3

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики).

13.

Оригами на праздничном столе

1

2

3

Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.

14.

Базовая форма «Дом», «Катамаран».

1

4

5

Знакомство с новой базовой формой. «Ферма», «Пианино», «Говорящая лиса», «Бабочка», «Маска настроения», «Кусудама», «Пахарита», «Парусная лодка».

15.

Базовая форма «Птица», «Лягушка»

-

7

7

Знакомство с новой базовой формой. «Ворон», «Павлин-2», «Цапля», «Журавлик», «Ласточка», «Улитка», «Мышь», «Летящий журавлик», «Ирис», «Колокольчик», «Надувная лягушка».

16.

Оригами — почта!

1

1

2

Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.

Датское и английское письмо. Оригинальный конверт (2 варианта).

17.

Впереди – лето!

-

2

2

Складывание самолетов и истребителей.

18.

Свободное творчество

-

3

3

Изготовление поделок на выбор, пользуясь схемами.

19.

Диагностика учащихся

-

1

1

-

20.

Итоговое занятие

-

1

1

21.

Итого.

10

62

72

Учебно — тематический план вариант №2 (первый год обучения).

1

1

1

Тема

Теория

Практика

Всего

Содержание занятий.

№ занятия

Тема

теория

практика

всего

Содержание темы

1.

Вводное занятие. Знакомство. Беседа по охране труда.

1

-

1

Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами

2.

Диагностика учащихся

-

1

1

3.

Знакомство с оригами.

1

1

2

Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы», история развития искусства оригами.

4.

Базовая форма «Треугольник»

-

6

6

Знакомство с новой базовой формой. «Лиса», «Собачка», «Котенок», «Пингвин», «Жар-Птица», «Стакан», «Голубь», «Самурайский Шлем», «Муха», «Черепашка», «Летучая мышь», «Шлем викинга».

5.

Базовая форма «Воздушный змей»

-

6

6

Знакомство с новой базовой формой. «Тюльпан», «Пингвин», «Тополь», «Утка», «Воробей»,«Голубка», «Вороненок», «Парусник», «Лебедь», «Петух», «Кролик», «Восьмиконечная звезда».

6.

Базовая форма «Дверь», «Книжка»

-

5

5

Знакомство с новой базовой формой. «Лодка наизнанку», «Гриб», «Кубик», «Поросенок» «Автомобиль», «Коробка», «Подушечка», «Кимоно», «Мед. Шапочка». «Цветочек».

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

-

5

5

Знакомство с новой базовой формой. «Лягушка», «Летучая мышь-2», «Ракета», «Бомба», «Надувная рыбка», «Надувной кролик», «Ходячий гномик», «Бомбочка с крылышками».

8.

Базовая форма «Двойной квадрат»

-

4

4

Знакомство с новой базовой формой. «Корбка-2», «Коробочка-звезда», «Цветок», «Тюльпан», «Корзинка», «Елочка в лесу».

9.

Базовая форма «Блин»

-

6

6

Знакомство с новой базовой формой. «Корона», «Игрушка-шутка», «Коробочка Санбо», «Стул», «Стриж», «Борец Сумо», «Пони», «Самурай», «Лошадка», «Кувшинка», «Менажница».

10.

Базовая форма «Дом», «Катамаран»

-

4

4

Знакомство с новой базовой формой. «Ферма», «Пианино», «Говорящая лиса», «Бабочка», «Маска настроения», «Кусудама», «Пахарита», «Парусная лодка».

.

11.

Оригами — почта!

-

2

2

Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.

Датское и английское письмо. Оригинальный конверт (2 варианта).

12.

Волшебные ножницы. Силуэты и орнаменты.

-

6

6

Учимся вырезать круг, полоску, полоску с волнистыми краями, делать спираль, петлю. Изготовление гофрированной бумаги. Вырезание узоров. Плетение из полос бумаги.

13.

Изготовление работ к Новому году.

1

8

9

Изготовление поделок их бумаги на новогоднюю выставку. Вырезание снежинок, новогодних фонариков, гирлянд.

14.

«Валентинки» из оригами

-

4

4

Подарки к Дню Св. Валентина. Открытки в виде разнообразных сердец.

15.

Объёмные цветы к празднику 8 Марта

1

4

5

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики).

16.

Оригами на праздничном столе.

-

2

2

Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.

17.

Базовая форма «Птица», «Лягушка»

-

6

6

Знакомство с новой базовой формой. «Ворон», «Павлин-2», «Цапля», «Журавлик счастья», «Мышь», «Ласточка», «Летящий журавлик», «Улитка».

18.

Надувные и подвижные оригами.

-

6

6

«Тюльпан», «надувная рыбка», «бомба», «надувная лягушка», «надувной кролик», «журавлик летающий», маска «настроение», «скользящий» мальчик», «хлопушка».

19.

Модульное оригами

1

15

16

Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Звезды из 4, 8 и 16 модулей, «фоторамка», «оригами-венок».

20.

Волшебные ножницы. Силуэты и орнаменты.

-

8

8

Вырезание симметричных узоров. Закладки для книг, салфетки, открытки к 1- му и 9-му мая.

21.

Изготовление тематических композиций.

5

15

20

Тематические аппликации с элементами оригами. (Цветочные, с птицами, с рыбками, с домашними животными, по тематике разных сказок).

22.

Изготовление поделок из мятой и рваной бумаги.

1

5

6

Изображение природы, фруктов.

21.

Свободное творчество

-

8

8

Изготовление работ по схемам самостоятельно.

22.

Диагностика учащихся.

-

2

2

23.

Впереди – лето!

-

2

2

Складывание самолетов и истребителей.

Летные соревнования моделей.

24.

Итоговое занятие.

2

2

25.

Итого

26

118

144


Учебно — тематический план. Второй год обучения.

Тема.

№ занятия.

Теория, ч.

Практика, ч.

Всего, ч.

Содержание темы

1. Вводное занятие. Беседа по охране труда. Диагностика учащихся.

1

1

2

Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами.

2-4. Волшебный квадрат.

-

6

6

Повторение основных базовых форм: «Треугольник», «Книжка», «Дверь», «Воздушный змей», «Блин», «Рыба», «Дом», «Катамаран», «Двойной треугольник», «Квадрат двойной», «Птица», «Лягушка».

5-7. Свободное творчество.

-

6

6

Самостоятельная работа со схемами.

8-23. Модульное оригами.

2

30

32

Изготовление модулей. Построение поделок.

24-28. Новогоднее волшебство.

-

10

10

Изготовление Новогодних работ на выставку (поделки, гирлянды, открытки).

29-43. Изготовление объемных композиций.

8

22

30

Изготовление тематических композиций.

44-71. Основы проектной деятельности. Мои первые проекты.

1. Что такое проект.

2-3. Тема проект и объект исследования.

4. Цели и задачи исследования.

5. Гипотеза.

6-7.Изучаемые вопросы проекта.

8-9.Сбор информации.

10-11. План работы над проектом.

12-13. Как можно защитить проект.

14-22. Работа над проектом.

23-26.Подготовка и защита проекта

27-28. Оценка выполненной работы.

22

2

34

-

56

2

Типы проектов. Что такое команда? Как работать в команде?

Учимся определять проблему, тему проекта и объект исследования.

Учимся ставить цели и задачи исследования.

Учимся высказывать Гипотезу.

Постановка вопросов: практических, исследовательских, эксперимент.

Что такое сбор информации? Разбивка на группы.

Планирование, выбор формы презентации результатов.

Виды презентационных проектов: воплощение, деловая игра, демонстрация видеофильма, игра с залом, и т. д.

Продукт деятельности (реализация проекта, работа самостоятельно).

4

-

4

2

-

2

2

-

2

4

-

4

2

2

4

2

2

4

4

-

4

-

18

18

-

8

8

-

4

4

72.. Итоговое занятие.

-

2

2

Итого

33

111

144

Способы предъявления и объяснения материала

Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 2 года обучения. В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.
На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», и т. д. На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Это первая большая работа за 1 год обучения. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией или раскрашивают. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.

Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы.

По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие элементы, к примеру, острова или лист кувшинки (если этого композиция предполагает) на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
•репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
•частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
— исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:•фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
•групповой – организация работы в группах.
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

К концу первого года обучения дети должны

знать

уметь

что такое оригами

подбирать бумагу нужного цвета.

историю возникновения оригами

выполнять разметку листа бумаги.

основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой.

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

пользоваться чертежными инструментами, ножницами.

название, приемы складывания модулей

собирать игрушки – «оригами»

необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок.

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку или свою работу.

анализировать образец, анализировать свою работу.

На втором году обучения работа детей более сложная. Дети сами выбирают тему для композиции или работы, сами определяют, к какому событию она может быть приурочена.

На этапе проектной деятельности (56 ч.) в каждой группе в течение нескольких дней ведется сбор информации. В процессе работы хорошо развиваются творческие способности, и мышление. Дети учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Рассказывая о проделанной работе, дети учатся высказываться свою точку зрения, ребята отмечают положительные или отрицательные стороны работы.

Подметодом проектовпонимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Роль педагога при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:

Консультирует.То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.

Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

Фасилитирует. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).

-Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Роль воспитанника при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов

работы. Но на всех этапах он:

-Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании

ученика как процесс принятия на себя ответственности.

Выстраивает систему взаимоотношений с людьми.Речь идет не только о

ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

-Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся

оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п.В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

В начальном звене предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от педагога. При организации проектной деятельности младших школьников характерна ведущая роль педагога на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться.Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению.Младшие школьники способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания.При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.

В возрасте 8-10 лет организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений –

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации